внутреннего диалога, прекращается в тот момент, когда мы оказываемся способны остановить этот диалог. Именно поэтому дон Хуан говорит об остановке внутреннего диалога как о ключе, открывающем двери между мирами (IV-311).
Кольца Силы
Способность выделять определенные выровненные эманации, соответствующие терминам описания, разделяемого остальным человечеством, называется первым кольцом Силы - мы прилагаем его к элементам окружающего мира, проецируя на них наше описание. В итоге возникает описание мира в том виде, в каком мы его воспринимаем. Кроме того, принадлежащее каждому кольцо Силы совмещено с кольцами Силы остальных людей. Таким образом, создание реальности в терминах описания - до известной степени коллективная задача, в решении которой принимают участие все попавшие в данную ситуацию. В результате объекты реальности воспринимаются людьми практически одинаково.
В то же время существует второе кольцо Силы, позволяющее выходить за пределы обыденного восприятия, - именно его используют маги, формируя восприятие иных миров (III-225). Такое второе кольцо есть у каждого, однако оно начинает функционировать только тогда, когда удается заставить замолчать первое кольцо, что в жизни обычных людей встречается не часто.
Не-деяние
Один из способов блокировать первое кольцо заключается в совершении поступков, чуждых нашему обыденному описанию мира, - этот способ известен под названием не-деяние. Обыденное описание мира заставляет нас вести себя в соответствии с присущими ему терминами; таким образом, все наши действия оказываются эманациями упомянутого описания мира и одновременно направлены на его воспроизведение. Эти действия суть то, что мы называем деянием. В сочетании с питающим их описанием мира они образуют самовоспроизводящуюся систему. Любое не совпадающее с миром действие является формой не-деяния.
Не-деяние прерывает поток описания, что, в свою очередь, приостанавливает созидание мира известного. Не-деяние - тот посредник, который открывает путь к неизвестной стороне реальности и нас самих. Иными словами, оно обеспечивает доступ к нагуалю - мы говорим о нем, как об отдельной реальности, а если речь идет об отдельном человеке - как об осознании другого я.
Поскольку не-деяние, практикуемое как осознание правой стороны, позволяет нам прикоснуться и к граням осознания левой стороны, то систематическая практика не-деяния создает все новые точки такого соприкосновения. Мало-помалу это может позволить нам приблизиться к объединению двух способов осознания, в результате чего может появиться целостность самого себя.
Эго как элемент описания
Следует иметь в виду и другой аспект. Все, о чем мы говорим, ссылаясь на собственное я (эго), является элементом усвоенного нами описания.
Данное обстоятельство приобретает особое значение, если мы осознаем, что эта часть описания приковывает нас к определенным формам бытия и поведения. Хотя эти формы кажутся абсолютными и жестко определенными, они могут быть остановлены или полностью прекращены, открывая перед нами неограниченные возможности в том, чем мы можем стать и что мы можем делать. Следовательно, приостанавливающее поток описания не-деяние есть открытая дверь к свободе и путь к изменению себя.
Не-деянием собственного я мы прерываем поток описания собственно персоны, освобождаемся от заклятия эго - которое только и хочет, чтобы ему верили, будто только оно и представляет собой единственную реальность, - и оказываемся способными распознать свою истинную природу, природу энергетических полей, свободных и текучих. С этого момента мы можем открывать самих себя заново - намеренно и добровольно; мы обретаем способность по-новому отвечать на новые ситуации, ежемоментно возникающие вокруг нас.
Тональ и нагуаль
Одним из наиболее интересных аспектов видения мира по дону Хуану является дуальная концепция реальности, находящая свое выражение в терминах тональ и нагуаль. Это один из многочисленных примеров, указывающих на доколумбово происхождение такого видения. Нетрудно установить близкую связь между этими представлениями и двумя гранями Ометеотля, выражающего суть мироздания в древней культуре тольтеков.
Наиболее подробное разъяснение сути тоналя и нагуаля Кастанеда приводит в своей книге Сказки о Силе. В ней он открывает нам два аспекта тоналя: это и пространство, в котором обычный человек существует на протяжении жизни, и организующее начало, дающее смысл и значение всему, имеющему отношение к осознанию. Тональ включает в себя все, чем является человек, все, о чем он