Впрочем, доиндустриальные общества знали такие войны и конфликты, которые совершенно непохожи на известные нам. В качестве примера можно привести получившие распространение в доколумбовой Мезоамерике цветочные войны, которые благодаря своему ненасильственному характеру так никогда и не были правильно поняты западными историками. Они сочли эти войны еще одним проявлением столь хорошо знакомого типа войн.
Точка зрения последователей учения дона Хуана на воина и на борьбу за освобождение - еще один пример войн, совершенно отличных от обычных. Воин здесь называется воином потому, что он или она находится в постоянной борьбе с собственной слабостью и ограничениями; воин борется против сил, которые препятствуют росту его знаний и Силы, против тех сил, что стремятся направить нас по стезе обычного человека, причем силы эти порождены нашей личной историей и обстоятельствами. Воин хочет сам выбирать, кем быть и какой образ жизни вести. Это борьба за внутреннюю гармонию и покой. Это борьба за освобождение. Причем воину известно, что, начавшись во внутреннем мире воина, борьба эта проецируется на все, что имеет отношение к миру действий. Это спокойная, бесконечная и несущая удовольствие схватка.
Путь воина представляет собой форму ответа собственной жизнью на ежедневный вызов бытия; ему невозможно дать точное или всеобъемлющее определение. Отношение воина - это идея, направление, упорство в выборе самого действенного и наиболее соответствующего ситуации образа поведения.
Может быть, самой красноречивой характеристикой воина служит его неизбывное стремление к безупречности в любом поступке, даже самом незначительном. Воин понимает безупречность как полную самоотдачу при совершении любых поступков, что подразумевает оптимальное использование личной энергии. Даже когда все прочие мотивации разрушены, воин будет неукоснительно стремиться к безупречности в каждом своем действии -- ради самой безупречности.
Эта открытая концепция порождает целый ряд установок, применимых практически к любому виду человеческой деятельности. Постоянно контролируемый образ жизни воина позволяет личности обрести уравновешенность и стойкость, необходимые для преодоления препятствий на пути обретения знания, невзирая на замешательство рассудка или уязвленность эго.
Все наши действия могут совершаться подобающим воину образом. Воин пребывает в состоянии бескомпромиссной борьбы с окружающей действительностью, он не оставляет места для небрежности, для него немыслима капитуляция.
Это позволяет преобразовать даже самые незначительные наши поступки в вызов, отвечая на который мы каждый раз будем стремиться выйти за пределы свойственных нам ограничений, пытаясь при этом стать лучше, сильнее, мягче, реальнее.
Среди основополагающих компонентов, доступом к которым обладает воин, мы можем выделить волю как ту Силу, что представляет собой эманацию собственного я, необходимую, чтобы прикоснуться к миру и ощутить его, а иногда и активно на него воздействовать. Эту Силу придется использовать для ведения сражений более масштабных и яростных чем те, на которые мы смогли бы решиться, руководствуясь лишь соображениями рассудка. Воины - не простые, скованные страхами и фантазиями своего мышления люди. Скорее их можно назвать людьми, которые прислушиваются к своим ощущениям и направляются личной Силой, той основной энергией, накопление которой потребовало от них столь упорной борьбы и отняло так много времени.
Воины исходят также из осознания своей неизбежной смерти - они совершают всякий поступок, как если бы он был последней битвой и, следовательно, лучшим поступком их жизни. Взяв смерть в постоянные спутники, что придает силу каждому их поступку, воины преобразуют время своей жизни на Земле в магическое время. Осознание неизбежности смерти дает им должную незаинтересованность, позволяющую отказаться от земных привязанностей и в то же время не индульгировать по поводу своего отказа.
Отрешенность, ощущение краткости жизни, постоянная борьба сопровождают воина в его строительстве собственной жизни па основе силы своих решений.
Воины постоянно ведут борьбу за контроль над собой, обретая при этом и контроль над своим личным миром. Воины берут в свои руки управление собственной жизнью и исходят из своих стратегических интересов. Даже, казалось бы, самые малозначимые аспекты - составная часть их стратегии.
Контроль и стратегия - вот два фактора, определяющие их образ жизни.
Контроль означает постоянное усилие намеренно и целеустремленно управлять различными составными