проблема заключается в том, что мы зачастую до конца своей жизни так и не понимаем, что за пределами этой сферы есть что-то еще, что за ней таятся целые миры, к которым мы могли бы получить доступ, если бы нам удалось прекратить внутренний диалог.
Итак, если у нас нет готового представления об этом состоянии, если стремясь к нему, мы все более отдаляемся от него, если думая, что мы мыслим о нем, мы мыслим о чем-то совершенно ином - значит, мы не в состоянии прекратить внутренний диалог путем рассудочной активности. Мы не можем помыслить (или хотя бы понять) прекращение мышления, поскольку такое состояние само по себе представляет действие ради действия, действие без цели или стремления к достижению чего-то. Чтобы достичь состояния внутренней тишины, мы должны, наконец, отказаться от рассудочности. Нам нужно научиться колдовать, не будучи магами. В следующей главе будут изложены некоторые методы, или, скорее, подходы к такому состоянию, - речь пойдет о нашем пути. Вернее, о пути нашего эго, - потому что именно оно и есть самое главное препятствие на пути к внутренней тишине.
Однако сначала мне хотелось бы поговорить о некоторых частично уже известных нам особенностях и свойствах этой тишины, дающей нам возможность вспомнить давно утерянный мир безмолвных мыслей.
Мышление не есть восприятие
Прежде всего, мы должны четко осознать, что мышление и восприятие - не одно и то же. Мышление и восприятие - не одно и то же. Будучи людьми, мы способны к мышлению и восприятию. Являясь по природе энергетическими полями, а значит, воспринимая мир некоторым естественным образом, мы настолько привязаны к своему мышлению, что не воспринимаем всех последствий такого положения и не осознаем всех своих возможностей.
Это не случайно, ведь мысль - становой хребет эго. Более того, мысли представляют собой саму субстанцию эго. Именно поэтому прекращение внутреннего диалога, остановка мысли позволяет нам освободиться от эго, избавиться от оков того пути развития личности, который поддерживается этим эго и, в свою очередь, питает его.
Будучи обычными людьми, мы воспринимаем столь мало, что попросту забываем о различии между мышлением и восприятием. Простые люди полагают, что содержание их сознания тождественно тому, что они способны воспринимать и что реально воспринимают. Проецируя свое сознание на реальность, они подменяют реальность своим представлением о ней, и этот не останавливающийся ни на секунду процесс не позволяет им - точнее, нам - воспринять мир подлинной реальности. В восточной философии это называется майей (иллюзией), то есть обыденной реальностью, покрывалом, которое необходимо приподнять, чтобы увидеть реальность истинную. Вот почему и дон Хуан говорит о зрении как об одном из основных видов опыта, который позволяет обычному человеку приобщиться к мудрости и стать человеком знания.
Итак, современный человек является узником в темнице, называемой им реальностью, - темнице, сооруженной его собственным мышлением, характер которого предопределен настроем времени и историей нашего собственного я.
Двери восприятия
Если мы не столько воспринимаем окружающих и смысл ситуаций, в которых оказываемся, сколько навязываем им то, что продиктовано нам нашим сознанием, - тогда на самом деле только прекращение потока сознания может открыть нам двери к настоящему восприятию окружающего. И если нам это удастся, то мы окажемся в лучшем положении, чем те, кто находится в плену собственного сознания. Люди, не способные к подлинному восприятию, постоянно борются за то, чтобы держать под контролем мнимую реальность, и постоянно мучаются из-за последствий разрыва между своим восприятием реальности и ею самой.
В этом разрыве - корни тех жизненных кризисов, которые всем нам приходится время от времени переживать. Бывают моменты, когда нам кажется, что все против нас, когда, несмотря на все усилия, нам не удается достичь поставленных целей. Мы вдруг понимаем, что жизнь, люди и все остальное устроено вовсе не так, как мы до сих пор (начиная с самого нежного возраста) думали, что ми упорствовали в своем заблуждении, прилагая неимоверные усилия для достижения своих целей и не понимая при этом, что действуем в совершенно иных условиях, чем полагаем!
В такие моменты все наши жизненные идеалы и представления о любви, успехе, прогрессе, друзьях и возлюбленных, все наши жизненные ценности тают, как утренний туман. Мы верили в эти ценности, считали их незыблемыми, потому что нас так учили с детства, - и только теперь, в сравнительно зрелом возрасте мы обнаруживаем,