волновавшую Фрейда. Если в западных обществах сексуальность подавляется (и тем самым влечет появление одержимости) идеей секса), то в других культурах мы сталкиваемся с более открытым и здоровым отношением к сексуальности. Достаточно обратиться, например, к описаниям жизни бушменских племен в Калахари* или полинезийцев на Самоа**.
* См. G. Silberauer, Cazadores del desierto: cazadores у habitat en el Desierto de Kalahari, Barcelona: Mitre, 1983.
** См. Mead M. Adolescencia, sexo у cultura en Samoa, Buenos Aires: Paidos, 1979.
Легко можно показать, что не все люди видят одинаковые сны, и не все сны поддаются фрейдистской интерпретации. Живя среди индейцев-уйчолей, я убедился в том, что они чрезвычайно интересуются снами. Часто можно видеть, как отец спрашивает маленького сына, едва научившегося говорить: Ну, что тебе сегодня снилось, сынок? Попытайся припомнить, что тебе снилось? Благодаря такому воспитанию, уйчоли довольно рано привыкают к тому, что сны представляют большой интерес, и поэтому они не только лучше помнят свои сны, но эти сны занимают в их жизни совершенно иное место, отличное от того, что отведено им теорией Фрейда. Они видят в снах особого рода послания, знамения и предупреждения. Для них видеть сны - такая же полезная вещь. как сажать растения, строить дома, рожать детей и складывать песни. Сны играют важную роль в их повседневной жизни и сильно влияют на процесс принятия решения. Мир снов представляется для них естественным продолжением мира реальности, о чем люди Запада и помыслить не смеют. Все это касается только снов обычных людей - сны шаманов (маракаме) близки к состояниями, описанным Кастанедой.
И наконец, самое невероятное заключается в том, что все эти виды снов - сны уйчолей, фрейдистские сны и даже сны в состоянии второго внимания (или сновидения), обладают, по сути, универсальными возможностями.
Так что дело не в том, что мы, живя в своей культуре, привыкли интерпретировать сны во фрейдистском ключе - это вовсе не единственная возможность понимания снов. Для нас всегда открыты и другие возможности, позволяющие нам вступить в доселе закрытые области бытия. Эти пути ведут в сферу второго внимания, силы и осознания своего второго я. И эти пути вполне доступны, мы можем научиться создавать, или программировать, сновидения.
Сновидение: не-деяние во сне
Согласно Кастанеде, одно из двух основных направлений в практике воинов-нагуалей - это действие в мире снов (второе направление - сталкинг). Дон Хуан всегда выделял практику сна как один из важнейших путей к Силе и придавал ей колоссальное значение в своей системе знания.
Согласно его определению, сновидение - это сон без отключения сознания, и начинается он только тогда, когда вы понимаете, что вы спите.
Я постараюсь подробно описать то, как понимал практику сновидения Кастанеда, и при этом буду приводить в качестве примера собственные ощущения, полученные при освоения техники Кастанеды.
Техника программирования сновидения кажется несложной (III-114) - нужно представить себе во сне, что вы смотрите на свои руки. Что может быть проще? Перед тем как заснуть, нужно приказать себе посмотреть во сне на руки. Однако практика говорит о том, что это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. С этим согласится каждый, кто пытался это сделать и кому это удалось. В первый раз возникает столь странное и сильное ощущение, что в этот момент все, что окружало нас во сне, попросту исчезает, замещенное какой-то иной, более призрачной, чем сон, реальностью. Мы словно открываем иной, неведомый мир и, разумеется, переживаем сильное возбуждение.
Итак, когда нам удается посмотреть на наши руки во сне, мы испытываем чрезвычайное удивление. Когда наши тела сновидения оказываются в состоянии увидеть свои руки, они переходят под контроль иного мира, о существовании которого они никогда не подозревали. Верно и обратное - для сновидящего обычный мир становится иным миром, и сновидящий, представляющий собой один из аспектов нашего второго я, ничего не знает и не помнит о спящем или его привычном мире. Сновидящий ничего не знает о тонале, поскольку сам является частью нагуаля. Обыденная реальность не воспринимается сновидящим, она столь же нереальна для него, как мир сновидящего нереален для обычных людей.
Второе я второго я
Примечательно, что спящий и сновидящий друг о друге ничего не знают и не помнят: они живут как бы в параллельных мирах, связанные и одновременно разделенные. Для сновидящего наш мир - инореальность, а мы сами - его другое