и упорядочить ощущения в новом мире. Внимание первого уровня позволяет нам правильно воспринимать и упорядочивать ощущения правостороннего сознания, внимание же второго уровня упорядочивает ощущения левостороннего сознания, задействованного в сновидении. Так как второе внимание является для нас чем-то новым, мы должны учиться достигать его, развивать способность к нему. Именно это внимание позволяет поддерживать непрерывность и устойчивость сновидения, отсутствующие в обычном сне. Не-деяние во время сновидения возможно только тогда, когда мы научимся воспринимать мир сна так же, как мы воспринимаем мир бодрствования. Не-деяние в мире бодрствования направлено на то, чтобы преобразовать этот кажущийся неизменным и неколебимым мир; не-деяние же в процессе сновидения направлено как раз на решение противоположной задачи - закрепить ощущение в зыбком мире обычного сна. Вот для этого, для упорядочения кажущегося хаоса сновидения и постижения его смысла, и необходимо второе внимание, без которого мы не можем зафиксировать образы сна, не превратив их в нечто иное.
Примечательно, что левостороннее сознание как бы зеркально отображает реальность - она конгруэнтна привычной, но в некоторых отношениях прямо противоположна ей. В обычном мире нам приходится тренировать периферийное зрение для того, чтобы достичь состояния внутренней тишины и Начать воспринимать реальность в целостном, а не фрагментарном и противоречивом виде. Во сне же, наоборот, требуется сконцентрироваться на поддержании центральной перспективы. То, что в одном состоянии осознания есть вид деятельности, в другом становится формой не-деяния. И обе формы можно использовать для того, чтобы достичь целостности личности, соединить обе стороны сознания.
Наконец, сновидение можно использовать для развития того, что Кастанеда называл сновидящим. Это возможно только после того, как ученик освоится с практикой сновидения и начнет использовать ее для преобразования своей жизни в обычном мире. Развитие сновидящего идет по нарастающей: чем больше мы погружаемся в практику сновидения тем больше реальности обретает мир сновидений, тем легче нам поддерживать новые положения точки сборки сновидения.
Техники
Вместо того, чтобы предложить несколько методов для достижения состояния сновидения, Кастанеда дает в своих работах серию заданий, которые приводят к обретению осознания сновидения, однако он не указывает конкретных путей к такому состоянию. Это и понятно, ведь речь идет о нестандартном перемещении точки сборки, и последовательность шагов, годная для одного человека, может оказаться бесполезной для другого - все зависит от нашего конкретного состояния.
Поэтому сначала я расскажу о некоторых способах концентрации на осознании сновидящего, а затем перейду к изложению конкретных методов припоминания иного я в процессе сновидения. На самом же деле, четко указать, что нужно для этого сделать, попросту невозможно: просто в какой-то момент наше тело понимает, как это сделать.
59. Визуализация рук
Итак, все начинается с припоминания второго я. Для этого необходимо в процессе сновидения посмотреть на свои руки - визуализировать их. Тут не важно, что это именно руки, - важно, чтобы вы ощутили себя спящим, поняли, что вы выполняете эту визуализацию во сне. И как только это получится и спящий припомнит вас, вы соединитесь с иным миром и поймете, что происходит и что вам нужно делать. Главное, чтобы вы припомнили спящего.
Вот тут-то и начинается настоящее сновидение и, таким образом, вы сможете решить все стоящие перед вами задачи.
Использовать в качестве ключа к припоминанию рук удобнее всего потому, что они всегда при вас и вам легко вспомнить даже во сне, где они находятся. На самом деле, годится любой предмет или часть вашего тела - главное, сконцентрироваться на его визуализации, помнить, что вам нужно сделать, и выполнить поставленную задачу.
Несмотря на кажущуюся простоту, этот первый шаг не так-то просто совершить. Мне часто приходится встречаться с людьми, которые практиковали это упражнение годами, но так и не достигли результата. Они часто спрашивают меня - что случилось? Почему я не могу найти свои руки? Дело в том, что в мире сновидения, совпадающего с миром бодрствования, но зеркального по отношению нему, вам предстоит практиковать не-деяние, чтобы расшатать решетку дел. Если же вы упорствуете и не можете избавиться от привычки механической, рутинной деятельности в этом мире, то свобода действия в мире сновидения для вас практически недостижима. Верно и обратное: практика