о том, что на самом деле никакой опасности нет, что это упражнение связано с опытом проникновения в неизвестное, с радостью и восхищением, а не со страхом и принуждением. Когда вы освоитесь и будете свободно бежать в темноте, вы сможете достичь даже большей скорости, чем при обычном беге с открытыми глазами. Здесь, опять же, не стоит цепляться за воображаемые представления. Вам нисколько не поможет, если во время бега вы будете пытаться представить в воображении местность, - гораздо лучше принять темноту. По поводу этого упражнения часто говорят, что оно может вызвать так называемый эффект туннеля. Имеется в виду состояние, наступающее, когда вы преодолеваете страх и полностью принимаете темноту.
В этот момент вы воспринимаете темноту как верный туннель, сквозь который вы мчитесь с умопомрачительной скоростью. Это как при катании на санках - тело несется вперед, у вас возникает чувство радости, эйфории и силы, что приводит к такому состоянию осознания себя, которое вполне можно назвать другим я.
Глава 10.
Самая большая любовь воина
Современный мир: сообщества без любви
Похоже, одиночество неумолимо преследует каждое человеческое существо.
Для среднего человека одиночество - самое непосредственное проявление тех воображаемых отношений, которые сложились у нас с миром и с другими людьми. Мы все окружены большим числом людей: семья, друзья, начальство, подчиненные, соседи, но, тем не менее, мы чувствуем себя среди них одиноко. Нас учили обладать, использовать, добиваться, бояться, лгать и скрывать, но не преодолевать, общаться и любить. Мы так устраиваем свою жизнь, чтобы остаться в одиночестве.
Мы также живем среди природы, имеющей мириады форм и расцветок, среди разнообразных деревьев и животных, среди рек, океанов, пустынь, джунглей, озер и гор, на прекрасной планете, мы можем мечтать под небесным сводом в свете бесчисленных звезд. Однако ничто не трогает нас, мы остаемся одни.
Нас научили, что мир состоит из множества более или менее нейтральных вещей, которые призваны служить нам. Вся наша история представляется не чем иным, как постепенным развитием способности все в большей степени использовать и эксплуатировать мир природы.
Такое мировоззрение предполагает нашу отдаленность от природы. В древней иудеохристианской традиции, как и в более поздних теориях марксизма или экономических взглядах капитализма, природа рассматривается как объект для угнетения и эксплуатации. Всегда homo sapiens был властителем Земли, его отношение к ней было отношением пользователя и эксплуататора. Если мы относимся тик к существу, которое дало нам плоть и жизнь, пищу, кров и красоту, то так же мы будем относиться и ко всему остальному, включая и других людей. Вот почему взрослый мужчина с западным сознанием способен обладать женщиной, но не способен ее любить.
Невежество, насилие и скупость характеризуют наше существование.
Результатом такой волны насилия является тенденция к самоуничтожению, которая проявляется в самых различных действиях - от самоубийства, все чаще встречающегося в современном обществе, до полного уничтожения окружающей среды, что, в конечном итоге, станет самоубийством всего человеческого общества. И все это посреди ужасающего одиночества.
Вспомнить Землю
Общаясь с туземными племенами, я открыл для себя, что есть иной способ общения с Землей и природой. Для мексиканского индейца не Земля существует для людей, а люди для Земли. Туземные племена тольтекского происхождения называют кукурузу но нактль (наша плоть/тело), таким образом выражая уверенность в том, что плоды Земли дают нам тело и жизнь.
Даже сейчас, в конце нашего тысячелетия, у индейцев племени нахуа существует церемония воспоминания о Земле, настоящее название которой известно только тем из нас, кому посчастливилось принять участие в этом .обряде. В ходе этой церемонии все племя, которое в общем придерживается религиозного католического календаря, удаляется в только им известные пещеры для проведения ритуала. Этот ритуал, о котором я не имею права подробно рассказывать, предоставляет участникам реальную возможность напрямую приобщиться к осознанию Земли. Так как у праздника нет фиксированной даты, даже местный священник в течение десяти лет своего пребывания в племени так и не смог выяснить, где и как его прихожане исполняют этот языческий ритуал, который он безуспешно пытался искоренить.
(Насколько мне известно, ни один не-индеец не участвовал в этой трехдневной церемонии. Может быть, в другой книге я расскажу об обстоятельствах, которые привели