вред телесной оболочке, точно так же обстоит дело с потребностью сна. Решающим фактором повсюду является воля. И юный учитель развил свою силу воли до такой степени, что ему не трудно проводить большую часть ночи без сна в настойчивом созерцании до тех пор, пока его не перестанет одолевать дремота. В таком случае он будет в состоянии продолжать часами свое созерцание по поводу либо предмета или дела без того, чтобы спутаться или утомиться.
Если он уже достиг этого, то он может сосредоточиваться на мысли о приобретенных добродетелях и о своей гармонии. Часами без перерывов и отступлений с полнейшей отчетливостью и железной силой воли он должен думать о том, чтобы остаться из любви к ближнему беспорочным в грязи, по которой он должен ступать. Это упражнение нужно выполнять почаще, по крайней мере 2 раза в неделю, причем его должно предварять и заканчивать применение могущества желания.
Но это упражнение подготовляет его также к высшим степеням медитации, при помощи коей он достигнет развития сил, точно соответствующего его нравственному развитию.
16. Высшие магические способности
Более высокие степени размышления (медитации) находятся в тесной связи с дыхательными упражнениями. Эта медитация представляет собою непрерывное продолжающееся часами созерцание и имеет своей задачей, узнать причину всех вещей. Она проистекает из внутреннего существа человека. Как нужно понимать ее в ее многостороннем применении, учит нас следующее место, заимствованное из книги В. К. Юдге Йога-афоризмы Патанджали: Современная наука и метафизика не считает возможным дать при помощи известных методов представление о духе и отрицает относящееся сюда познание; в большинстве случаев даже существование души, вообще, оспаривается или игнорируется.
Распространено, напр., убеждение, что о составных частях и свойствах куска камня нельзя составить представления без применения соответствующих механических или химических приемов, и что нельзя что-либо узнать о мыслях или чувствах другого лица, если только они не обнаружатся при помощи слов или поступков. Имея дело с душой, метафизики делаются нерешительными и, кажется, приходят в ужас перед наукой, так как невозможно произвести анализ души и взвесить ее на весах. Душа и дух сделались только очень несовершенными орудиями, при помощи которых возможно познание только некоторых психических явлений, механическим путем происходящих перед этими орудиями. Или при этнологических исследованиях предполагали, что те или иные сведения об известном классе людей могут быть приобретены путем наблюдений при содействии зрения, осязания, обоняния, слуха, причем душа и дух являются только орудиями передачи.
Но наша система Раджи-Йога заявляет, что ученик, достигший известной степени развития, может направить свой дух на камень, все равно, близко ли находится последний или далеко, равно, как на одного человека или на целый класс людей и при помощи сосредоточивания мыслей узнать все внутренние свойства данного предмета так же, как и присущие ему особенности, короче говоря, может узнать все об этом предмете. Так, напр., аскет может узнать о жителе Островов Пасхи не только то, что доступно чувствам первого или что известно ему из долголетнего наблюдения, но и глубоко скрытые свойства так же, как точное происхождение и постепенное развитие человека. Современная наука не узнает почти ничего о жителях Островов Пасхи и делает странные предположения об их происхождении. Также мало может |наука сказать с достаточной уверенностью об ирландской нации по поводу что и откуда, хотя ею наука занята давно. Упражнявшийся по системе Йога в данном случае при помощи сосредоточивания мыслей войдет в тесное единение с вещью, о которой он думает, и на самом деле узнает из собственного опыта все явления, которые были вызваны этим предметом равно, как его свойствами.
Чтобы признать все это возможным, необходимо допустить прежде всего предсуществование и вероятное существование эфирного, связующего, всепроникающего света, астрального света или, как он называется у индусов, Аказа. Его всеобщее распространение в природе метафизически выражается в символических словах: Всеобщее братство и Духовное единосущее.
Свойства и движения всех существ доступны в этом Аказа всеобщему познаванию. Это - так сказать, поверхность, на которой остается отпечаток всех человеческих поступков, всех вещей, всех мыслей и обстоятельств. Обитатели Островов Пасхи оставили в этом астральном свете отпечаток той расы, от которой они происходят, и таким образом носят с собою историю их расы, запечатленную