в окружающие предметы, не различать их совершенно. Итак, глядим и не думаем при этом ни о чем. Эти вспомогательное упражнения должны производиться в торговой конторе, в канцелярии, в местах развлечения, короче говоря, везде, где только возможно, и имеют ту цель, чтобы учащийся с незаложенными ушами приучился не слышать, если он желает этого или, вернее, слышать и при этом не думать. Через некоторое время учащийся оставит уши незаложенными и во время главных упражнений.
Когда мы приобретем искусство в течение 10 минут с открытыми органами чувств вполне сохранять пассивное состояние, тогда мы добьемся полной независимости от нашего тела и от обстановки нас окружающей.
Затем следует достигать пассивного состояния, стоя, и во время ходьбы. Этого можно добиться также и во время упражнений в концентрации мыслей.
Этими упражнениями следует заниматься постоянно наряду с другими, ибо оба эти состояния лишь соединенные вместе приводят, как мы увидим впоследствии, к значительному результату.
Концентрирование мыслей и пассивное состояние употребляются попеременно то при сильном шуме, то в многолюдных местах. Это называется энергичным напряжением воли. Пассивное состояние возможно при пушечной пальбе, во время пожара, в волнующейся толпе равно, как и в тихой комнате.
Учащийся твердо говорит себе: Я не хочу ничего слышать, не хочу ничего видеть и желаю также не думать ни о чем. Только один диск, затем точка и наконец ничто>.
При упражнениях в пассивном состоянии на улице во всяком случае необходимо из личной предосторожности выбирать защищенное место и при этом опираться или облокачиваться на что-нибудь. Впоследствии возможно поступать таким образом, как будто учащийся с интересом рассматривает какое-либо здание или оконную витрину, чтобы не привлекать любопытных, которые, как известно, сейчас же появляются, если делают что-либо необычайное.
Кто уже преуспел до такой степени, тот может уже извлечь пользу из приобретенных способностей. Кто-нибудь желает получить в особом освещении дело его интересующее, напр., научный вопрос, в таком случае он концентрирует сначала свои мысли на данной теме в течение нескольких минут, затем он вызывает пассивное состояние и по окончании его в значительной степени осуществится то, чего он добивался. Вопрос, занимавший его, окажется разрешенным неожиданным замечательным способом. Действительность превзойдет его ожидания.
Очень часто случается с учеными или художниками, что они останавливаются в своей работе; они стоят перед закрытой дверью, которую трудно отворить, как они ни стараются это сделать. С огорчением приходится им откладывать свою работу до более удобного времени в надежде, что они сумеют в другой раз преодолеть все трудности. Хотя эта потеря времени и вредна, но часто и впоследствии дверь остается закрытой и лучшие произведения остаются незаконченными или теряют в силе и красоте, ибо тяжелое преодолевание таких мест - они часто являются чрезвычайно важными - заслуживает только более внимательного отношения.
Теперь всякий, кто находится в подобном положении, пусть смело осуществляет концентрацию мыслей и пассивное состояние и вход сделается для него свободным без особого напряжения.
Но и в других положениях человеческой жизни оба эти состояния могут принести значительную помощь. Кто поймет хоть раз, как ими управлять, тот сумеет воспользоваться ими во всех выдающихся жизненных событиях. Чтобы достигнуть подобных результатов, лучше всего, конечно, закрывать свои органы чувств описанным способом и стараться, чтобы в комнате было тихо.
Автор этой книги придумал средство, дающее возможность только очень редко прибегать к неприятному закладыванию ушей и завязыванию глаз. В более простых случаях, напр., при письменной работе и т. д. опираются просто обоими локтями на письменный стол, кладут голову на ладони рук и закрывают уши большими пальцами, а глаза средними. В таком положении легко впасть в пассивное состояние.
Если мы будем достигать пассивного состояния в абсолютной тишине, то мы будем получать интуиции и видеть светлые лучи, делающиеся все более яркими.
В этих двух состояниях необходимо упражняться среди дневного шума главным образом для того, чтобы быть в состоянии применять эти способности перед глазами опасности, на всяком месте и при всяком положении.
Необходимо взять за основное правило - упражняться в этих обоих состояниях всегда, где бы человек ни находился, в уединении и среди волнующегося житейского моря.
В заключение я позволю себе еще раз напомнить, что ни одно упражнение, каково бы