Шапошникова

Сакральный календарь друидов

Залмоксис выбрал себе для жилья пещеру, в которой жил очень уединенно, почти не встречаясь ни с кем, кроме своей прислуги и царя гетов.

Немудрено, что геты признали эту гору священной и с тех пор только так ее и называли. Раньше имя горы было Когеон5, как и протекавшей мимо речки.

Царь поддерживал Залмоксиса, поскольку убедился, что народ стал охотнее прежнего повиноваться ему самому; кроме того, Залмоксису удалось убедить правителя, что все его, Залмоксиса, советы продиктованы волей богов.

Березы

Когда березы клонятся к земле

Среди других деревьев, темных, стройных,

Мне кажется, что их согнул мальчишка.

Но не мальчишка горбит их стволы,

А дождь зимой. Морозным ясным утром

Их веточки, покрытые глазурью,

Звенят под ветерком, и многоцветно

На них горит потрескавшийся лед.

К полудню солнце припекает их,

И вниз летят прозрачные скорлупки,

Что, разбивая наст, нагромождают

Такие горы битого стекла,

Как будто рухнул самый свод небесный.

Стволы под ношей ледяною никнут

И клонятся к земле. А раз согнувшись,

Березы никогда не распрямятся.

И много лет спустя мы набредаем

На их горбатые стволы с листвою,

Влачащейся безвольно по земле -

Как девушки, что, стоя на коленях,

Просушивают волосы на солнце...

Роберт Фрост. Перевод А. Сергеева

Обычай иметь боговдохновенного советника сохранялся у гетских царей вплоть до римского завоевания. Простые ге-ты зачастую относились к этому могущественному приближенному царя, как к богу.

Когда над гетами царствовал Биребиста6, с которым собирался воевать Цезарь, должность божественного советника царя занимал Декеней7.

Этот колдун странствовал по Египту, где его научили распознавать кое-какие предзнаменования, изъявляющие волю богов. Овладев необходимыми научными знаниями и шаманскими фокусами, Декеней вернулся на родину, где его вскоре, как и Залмоксиса, провозгласили богом.

Именно к этому достойному мужу и обратился за помощью Биребиста, когда ему потребовалось удержать племя в повиновении. Декенея геты действительно слушались беспрекословно: поддавшись его внушениям, они якобы даже вырубили у себя виноградную лозу и отказались от употребления вина.

Кроме того, еще во времена Страбона в среде гетских жрецов сохранялся пифагорейский обычай воздержания от употребления в пищу животных, введение которого приписывали Залмоксису.

Помимо Залмоксиса, большое влияние на формирование друидического учения оказал чудотворец Абарид.

АБАРИД

Согласно древним источникам, Абарид пользовался репутацией воздухохода и чудотворца, а также старшего и наиболее опытного в богослужении жреца Аполлона в стране Гиперборейцев8. Абарид прибыл на Делос с острова Гиперборейцев для возобновления старинной дружбы народа, к которому он принадлежал, с жителями острова Делос, где Аполлон родился и потому пользовался особенным почитанием.

В путь-дорогу Абарид отправился из своего храма, вооружившись загадочной стрелой9. Некоторые авторы утверждали, что, сев на свою стрелу, он мог запросто преодолевать реки, озера, болота и горы. Чудо-стрела заменяла Абариду не только помело со ступой - обращаясь к стреле с нужными словами, он проводил очищения, изгонял чуму и отводил бури от городов. Останавливался Абарид в святилищах, и никто не мог похвастаться, будто он видел, как почтенный странник ел и пил. Основными занятиями Абарида в пути были сбор золота для храма Аполлона и предсказания мора.

Например, сохранилась история о том, что Лакедемон после проведенного Абаридом очищения уже не страдал от чумы. Между тем прежде эта болезнь часто поражала Лакедемона якобы из-за тяжелого воздуха местности, где он был расположен,- Тайгетские горы10 будто бы порождали сильное давление в долине. Могущество Абарида было столь велико, что, как утверждалось, после принесенных им отворотных жертв в Лакедемоне уже никогда не случалось мора.

Абарид также очистил от болезни город Кносс11 на Крите. Видимо, слава о его поступках бежала впереди него, потому что в Афинах ему устроили торжественную встречу.

Собрав в Элладе золото в дар богу Аполлону Гиперборейскому, Абарид направился на родину, чтобы доставить золото по назначению, т. е. положить его в храм этого бога.

На беду Аполлона Гиперборейского, уже по пути домой, в Италии, Абарид увидал Пифагора. Эта встреча имела для Абарида и его золота непоправимые последствия. Тщательно сопоставив внешний вид Пифагора с неведомо откуда известным ему обликом бога Аполлона, Абарид признал Пифагора Аполлоном Гиперборейским.

Помимо необыкновенного сходства с богом, Пифагор поразил Абарида своими познаниями