возвращаясь к космическому течению Дао. В И цзин, или Книге Перемен, эти паттерны объединены в систему архетипических символов, или так называемых гексаграмм.
Основной принцип построения этих паттернов в И цзин (см. главу 7) - чередование противоположных начал, ИНЬ и ЯН. ЯН изображается при помощи сплошной линии ( - ), а ИНЬ - при помощи разорванной (- -), и вся система гексаграмм состоит из естественного чередования этих двух типов линий. Расположив их попарно, мы получим четыре комбинации. Добавив третью линию, мы получим восемь триграмм:
В древнем Китае триграммы рассматривались в качестве символических изображений различных ситуаций, имеющих место в космосе и жизни людей. Они получили названия, отражающие их основные характеристики: Созидание, Самоотдача, Энтузиазм и так далее. Каждая триграмма соотносилась с различными образами из мира природы и общественной жизни. Они, к примеру, могли обозначать небо, землю, гром, воду и т. д., а также семью, состоящую из отца, матери, трех сыновей и трех дочерей. Помимо этого, триграммы соотносились с основными направлениями, или сторонами света, и временами года, располагаясь при этом следующим образом: (см. рис. 63).
При таком расположении восьми триграмм они следуют друг за другом по окружности в том естественном порядке, в котором они были начертаны. Первая из них помещается вверху, где, по представлениям китайцев, находится юг, первые четыре триграммы расположены в левой части круга, а последние четыре - в его правой части. Такое расположение характеризуется замечательной симметричностью, и триграммы, находящиеся друг против друга, имеют чередующийся порядок черт ИНЬ и ЯН.
Для того, чтобы количество возможных комбинаций возросло, китайцы стали объединять триграммы в сочетания по две в каждом, размещая их друг над другом. Таким образом они получили шестьдесят четыре гексаграммы, каждая из которых состоит из шести линий - сплошных или разорванных. Гексаграммы могут быть сгруппированы в ряд правильных узоров; два варианта изображены в нашей книге на рисунке 64. Это квадрат, каждая сторона которого состоит из восьми гексаграмм, и круг, составленный из шестидесяти четырех комбинаций шести линий и обнаруживающий те же признаки полной симметричности, что и круг из восьми триграмм.
Шестьдесят четыре гексаграммы - это космические архетипы, на которых основывается использование И цзин в качестве гадательной книги. Для истолкования той или иной гексаграммы нужно знать значение входящих в нее триграмм. Так, если триграмма Возбуждение находится над триграммой Самоотдача, итоговая гексаграмма истолковывается как движение, встречающееся с привязанностью и порождающее вольность. Отсюда и название этой гексаграммы - Энтузиазм (см. рис. 65).
Приведем еще один пример, на этот раз с триграммами Сцепление и Самоотдача, сочетание которых интерпретируется как Солнце, поднимающееся над землей, то есть как символ быстрого, ничем не остановленного прогресса, и поэтому носит название Прогресс (см. рис. 66).
В И цзин триграммы и гексаграммы представляют те паттерны Дао, которые порождаются динамическим чередованием ИНЬ и ЯН в различных ситуациях, как в космосе, так и в жизни людей. Эти ситуации бесконечного протекания и видоизменения. Все вещи в этом мире подвержены изменчивости и текучести. То же самое характерно и для их символических изображений - триграмм и гексаграмм. Последние постоянно пребывают в состоянии преобразования и становления: одна фигура перетекает в другую, сплошные линии прогибаются и разрываются пополам, а два фрагмента разорванной линии стремятся сблизиться и срастись друг с другом. И цзин, с ее учением о динамических паттернах, порождаемых изменениями и преобразованиями, представляет собой наиболее близкую аналогию восточного мышления и теории S-матрицы. Обе эти системы взглядов уделяют первоочередное внимание процессам, а не объектам. В теории S-матрицы в качестве процессов выступают реакции частиц, лежащие в основе всех явлений мира адронов. В И цзин процессы носят название перемен и рассматриваются в качестве понятия, необходимого для описания и объяснения всех явлений природы:
Перемены - это то, что позволило святым мудрецам проникнуть во все глубины и овладеть семенами всех вещей [86, 315].
Перемены - это не фундаментальный закон, которому должны подчиняться все явления физического мира, а скорее, - если говорить словами Гельмута Вильгельма - внутренняя тенденция, согласно которой, всякое развитие происходит естественным и спонтанным образом [85, 19]. То