Капра Фритьоф

Дао Физики

природы действительности на этом уровне он ввел термин голодвижение, который используется для обозначения основы вcex материальных сущностей. В понимании Бона, голодвижение представляет собой динамическое явление, на основе которого образуются все формы материальной Вселенной. Цель такого подхода заключается в рассмотрении порядка, вложенного в это голодвижение, путем описания не структуры объектов, а структуры движения, что позволяет принять во внимание как принципиальное единство вселенной, так и ее динамическую природу.

По мнению Бома, пространство и время тоже являются вложенными формами, обусловленными голодвижением: они тоже вложены в его порядок. Бом считает, что понимание имплицитного порядка будет не только способствовать более глубокому осознанию сущности вероятности в квантовой физике, но и позволит объяснить основные свойства релятивистского пространства-времени. Таким образом, теория имплицитного порядка обеспечивает единую основу для теории относительности и квантовой теории.

Для понимания имплицитного порядка Бом счел нужным рассматривать сознание как неотъемлемый компонент голодвижения и эксплицитно включил его в свою теорию. Он считает, что сознание и материя взаимосвязаны и взаимозависимы, но между ними нет причинных связей. Они представляют собой вложенные друг в друга проекции более высокой реальности, которая не является ни материей, ни сознанием в чистом виде.

На сегодняшний день теория Бома находится еще на стадии становления, и большинство его суждений носит скорее качественный, чем количественный характер, хотя он занимается и разработкой математической основы своей теории, которая должна использовать такие математические понятия, как матрица, и такие разделы математики, как топология. И все же между его теорией имплицитного порядка и теорией бутстрапа существует многообещающее сходство, даже на этом предварительном этапе. Обе эти концепции исходят из понимания мира как динамической сети отношений и выдвигают на центральное место понятие порядка, используют матрицы в качестве средства описания перемен и преобразований, а топологию - в качестве средства более точного определения категорий порядка. Наконец, оба этих подхода признают, что сознание может представлять собой неотъемлемый компонент Вселенной, который в будущем, возможно, войдет в теорию физических явлений. Такие теории могут возникнуть в результате объединения теорий Бома и Чу, которые представляют собой два наиболее изобретательных и глубоких в философском отношении подхода к описанию физической действительности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Atfyen. Н. Worlds-Antiworlda. San Francisco: W. H. Freeman, 1966.

2. Ashvaghosha. The Awakening of Faith. Transl. D. T. Stizuki. Chicago. Open Court, 1900.

3. Aurobindo, S. The Synthesis of Yoga. Pondlcherrff, India: Aurobindo Ashram Press. 1957.

4. - . On Yoga II. Pondicherry. India: Aurobindo Ashram Press. 1958.

5. Bohm, D. and Hiley, B. On the Intuitive Understanding of Nonlocality as Implied by Quantum Theory. Foundations of Phisics, Vol. S. 1975, pp. 93 -109.

6. Bohr. N. Atomic Physics and Human Knowledge. New Yorklohn Wiley & Sons, 1958.

7. - . Atomic Physics and the Description of Nature. Cambridge, Eng.: Cambridge. University Press, 1934.

8. Capek, M. The Philosophical Impact of Contemporarv Physics. Princeton, N. J.: Van Nostrand, 1961.

9. Castaneda, С. The Teachings of Don Juan. New York: Ballantine Books, 1968.

10. - . A Separate Reality. New York: Simon and Schuster, 1971.

11. - . Journey to lxtlan. New York: Simon and Schuster, 1972.

12. - . Tales of Power. New York: Simon and Schuster. 1974.

13. Chew, G. F. Bootstrap: A Scientific Idea?. Science Vol. 161, pp. 762 - 65, May 23, 1968.

14. - . Hadron Bootstrap: Triumph or Frustration? Physics Today, Vol. 23. pp. 23 - 28, October 1370.

15. - . Impasse for the Elementary Particle Concept, The Great ideas Today. 1974, Chicago, Ill.: Encyclopaedia Britannica, 1974.

16. Chew. G. F.. Gell-Mann, M. and Rosenfeld, A. H. Strongly Interacting Particles. Scientific American, Vol. 210 pp. 74 - 83 February 1964.

17. Chuang Tzu. Transl. James Legge, arranged bu Clae Waltham, New York: Ace Books. 1971.

18. Chuang Tzu. Inner Chapters. Transl. Gta-Fu Feng and lane English, New York: Vintage Books, 1974.

19. Coomaraswamy. A. K. Hinduism and Buddhism. Philosophical Library, New York, 1943.

20. - . The Dance of Shiva. New York: The Noonday Press, 1959.

21. Crosland, M. P. (ed.). The Science of Matter. History of Science Reading, Baltimore, Md.: