система, не признающая авторитета Вед, считается в Индии неортодоксальной.
Каждая из Вед состоит из нескольких частей, которые датируются разными периодами, приблизительно между 1500 и 500 годами до н. э. Древнее всего священные гимны и молитвы. Более поздние имеют отношение к священным ритуалам, связанным с ведическими гимнами, а написанные последними Упанишады разрабатывают философское и прагматическое содержание гимнов. Упанишады - ядро духовного наследия индуизма. На протяжении последних двадцати пяти столетий они направляли и вдохновляли величайших мыслителей Индии, в соответствии с рекомендацией, высказанной в их строках:
Взяв, словно лук, великое оружие Упанишад,
Следует возложить на него стрелу, отточенную медитацией.
Натянув его силою мысли, устремленной к существу Этого,
Пронзи Это Неуничтожимое, словно мишень, мой друг.
Мундака Упанишада, 2, 2, 3
Однако основная масса индийцев получала представление об индуизме не из Упанишад, а из многочисленных популярных сказаний, из которых состояли объемные эпические повествования, лежащие в основе обширной и цветистой индийской мифологии. Один из эпосов, Махабхарата, содержит наиболее известное в Индии религиозное произведение, Бхагавадгиту. Гита, как ее принято называть, представляет собой беседу бога Кришны и воителя Арджуны, который повержен в глубокое отчаяние из-за необходимости вести кровопролитную войну со своими родственниками, лежащую в основе сюжета Махабхараты. Кришна, воплотившийся в колесничего Арджуны, направляет колесницу прямо в пространство между двумя армиями, и в этой драматической обстановке на поле битвы звучит обращенный к Арджуне рассказ Кришны об основных истинах индуизма. По мере повествования реальная война двух семейств отходит на второй план, и становится ясно, что битва Арджуны - духовная битва человека, занятого поисками просветления. Сам Кришна советует Арджуне:
Поэтому рази мечом мудрости сомнения, порожденные невежеством твоего сердца. Стань цельным в согласии с самим собой, в йоге, поднимайся, великий воитель, поднимайся [54, 4, 42].
В основе наставлений Кришны, как и всего индуизма, лежит мысль о том, что многообразие вещей и явлений, окружающих нас, по-разному воплощает одну и ту же высшую реальность. Эта реальность, называемая Брахман, представляет собой понятие, существованию которого индуизм обязан своим принципиально моническим характером, несмотря на почитание огромного количества богов и богинь.
Брахман, высшая реальность, понимается как душа, или внутренняя сущность всех вещей. Он бесконечен и превосходит все представления. Он не может восприниматься при помощи интеллекта и быть адекватно описанным при помощи слов: Брахман, безначальный, верховный: за пределами всего, что есть и чего нет [54, 13, 12]. Непостижима эта высшая Душа. безграничная, нерожденная, не подлежащая обсуждению, не допускающая мыслей [Майтри Упанишада, 6, 171 И все люди хотят говорить об этой реальности, и индуистские патриархи, с любовью к мифологизации, описывают Брахман как божественное начало и, говоря о нем, используют язык мифологии. Различные аспекты Божественного получили имена различных почитаемых индуистами божеств, однако сочинения не оставляют сомнения в том, что все эти божества - только воплощения одной высшей реальности:
То, что люди говорят: Почитай этого бога!
Почитай того бога! - воистину творение его Брахмана!
И сам он - это все боги.
Брихадараньяка Упанишада, 1, 4, 6
Воплощение Брахмана в душе человека называется Атман, и основной мыслью Упанишад является то, что Атман и Брахман, личная и высшая реальность, едины:
То, что является тончайшей сущностью, то, что является душой всего этого мира. Это реальность. Это Атман. Это ты.
Чхандогья Упанишада, 6, 9, 4
Основной сюжет мифологии индуизма - сотворение мира путем самопожертвования Бога, самопожертвования в его первоначальном смысле превращения в жертвенное, священное, при котором Бог становится миром, который в итоге снова становится Богом. Созидательная деятельность Божественного носит название ЛИЛА, божественная игра, и весь мир - это действия этой игры. Как большая часть мифов индуизма, миф о ЛИЛЕ имеет сильную магическую окраску. Брахман - великий маг, превращающий себя в мир, использующий для этого подвига магическую созидательную силу, которая называется в Ригведе словом МАЙЯ. За столетия значение слова МАЙЯ - одного из наиболее важных индуистских терминов - изменилось. Вместо мощи, или силы божественного мага оно стало означать психологическое