динамической и живой реальности. По словам С. Радхакришнана, слово Брахман означает рост и наводит на мысль о жизни, движении и совершенствовании [62, 173]. Упанишады говорят о Брахмане как о чем-то неоформленном, бессмертном, пребывающем в движении, соотнося его, таким образом, с идеей движения, несмотря на то, что Брахман лежит вне всех форм.
Ригведа использует для обозначения динамической природы Вселенной другой термин - РИТА. Это слово образовано от корня РИ- (двигаться), его первоначальное значение в Ригведе было - природный процесс, миропорядок. Это понятие занимает заметное место во всех Ведах, будучи так или иначе связано со всеми ведическими божествами. Ведические мудрецы воспринимали порядок не как раз и навсегда установившийся закон, а как динамический принцип, общий для всей Вселенной. Эти представления соотносятся с китайскими понятиями Дао, что значит Путь - путь, по которому движется развитие Вселенной, то есть, опять же, миропорядок. Подобно ведическим мудрецам, китайские философы описывают мир в терминах текучести и изменчивости, что придавало их учению о космическом законе в высшей степени динамический характер. Впоследствии оба эти понятия - и РИТА, и Дао - стали употребляться не только на первоначальном космическом уровне, но и по отношению к миру человека и получили этическую интерпретацию; РИТА стала восприниматься как общий закон, которому должны подчиняться как люди, так и божества; Дао превратился в правильный образ жизни.
Используемое в Ведах понятие РИТА предвосхищает понятие КАРМА, которым впоследствии стали обозначать динамическую взаимосвязанность всех предметов и явлений. Слово КАРМА обозначает деяние и описывает активную, или динамическую, взаимосвязь всех явлений. Говоря словами Бхагавадгиты, все деяния проистекают во времени благодаря переплетению сил природы [54, 8, 3]. Будда придал традиционному понятию кармы новое значение, распространив представления о всеобщей динамической взаимосвязанности на сферу человеческих взаимоотношений и поступков. После этого слово КАРМА стало обозначать непрерывную цепь причин и следствий, имеющих место в человеческой жизни, которую самому Будде удалось разорвать в момент просветления.
В индуизме динамическая природа Вселенной описывается при помощи мифологических образов. Кришна говорит в Гите: Если бы я не участвовал в движении, эти миры прекратили бы свое существование [54, 3, 24]. Шива, Космический Танцор, представляет собой наилучшее воплощение идеи динамической Вселенной. В процессе танца Шивы получают становление многочисленные явления нашего мира, все сущее объединяется единой пульсацией ритма этого танца и принимает в нем непосредственное участие. Таков величественный образ, иллюстрирующий динамическое единство Вселенной.
Индуисты воспринимают мир как гармоничный, растущий и ритмически сокращающийся космос, в котором все подвержено беспрестанным изменениям, и все устойчивые формы представляют собой воплощение майи, то есть существуют только в качестве иллюзорных понятий. Последняя идея - идея непостоянства всего сущего - стала отправной точкой для буддизма. Будда учил, что все составные вещи не вечны, и что все страдания на свете продолжаются нашей приверженностью к устойчивым формам - предметам, людям и понятиям, которая заслоняет от нас мир в его истинном облике - в движении и изменчивости. Поэтому динамическая картина мира составляет основу буддистского мировоззрения. По словам С. Радхакришнана,
2500 лет тому назад Будда создал удивительную философию динамизма... Будда сформулировал положения философии перемен, исходя из того, что все вещи преходящи и пребывают в непрестанном становлении и преобразовании. Он стал воспринимать понятия вещества, души, монады, предмета в терминах сил, движений, последовательностей и процессов, и его мировоззрение приобрело динамический характер [62,367].
Буддисты называют этот вечно становящийся мир САНСАРОЙ (буквально - в непрерывном движении), и утверждают, что ничто в этом мире не заслуживает привязанности. Поэтому просветленная личность для буддистов - это такой человек, который не сопротивляется естественному течению жизненного процесса, а движется вместе с ним. Когда чаньского монаха Юнь-мэня спросили: Что такое Дао?, его ответ был крайне лаконичным; Прогуляйся!. Это заставляет нас вспомнить о том, что одно из имен Будды - Татхагата, или Тот, кто приходит и уходит таким образом. В китайской философии действительность, вечно пребывающая в процессе текучести и изменений, получила название Дао и стала