регулировка. Невротики и психи, так хорошо известные нам, немыслимы среди сеноев. Западные терапевты находят, что этому утверждению с трудом можно поверить, но оно документировано исследователями, которые провели значительное время в прямом наблюдении за сеноями. Сенои демонстрируют замечательную эмоциональную зрелость, желание владеть вещами и людьми у них на удивление слабо, возможно, это результат их продвинутого психического развития. Для того, чтобы сделать жизненно необходимые вещи они эффективно используют незначительное количество времени - например, для того, чтобы группе построить дом на пять-шесть лет, требуется одна неделя, другая неделя уйдет на то, чтобы расчистить территорию для посадок, совместный сбор пищи ежедневно требует лишь пару часов. Остальное время они используют для обдумывания своих снов.
Пока нет точных научных исследований, которые могли бы доказать, что миролюбие, согласованность, способность к творчеству, ментальное здоровье и эмоциональная зрелость - это результат уникальной способности сеноев использовать материал сновидений. Хотя, кончено, есть основания предполагать, что их обращение ко снам - основной элемент в развитии отмеченных характеристик.
Когда дети сеноев впервые начинают рассказывать свои сны, их описания ничем не отличаются от описания любых других детей, в которых, например, устрашающие животные или монстры преследуют их. Ко времени юношеского возраста они избавляются от ночных кошмаров и последовательно приходят к творческим результатам в своих сновидениях. Как сеноям удается совершить столь замечательную перемену в сновидениях? Я интервьюировала некоторых членов племени, изучая их опыт сновидений ( на английском, переводимом на малайский для сеноев, которые говорят на своем языке и на малайском). Сенои, с которыми я беседовала, были заняты в госпитале для аборигенов на окраине джунглей. Стиль их жизни уже претерпел изменения культуры-аутсайдера. Я также интервьюировала исследователей, которые провели достаточно времени, живя с аборигенами в джунглях в их естественном состоянии, и изучала имеющуюся по этому поводу литературу. Основной источник среди письменных источников - это работа Кильтона Стюарта. Стюарт - американец, в сфере интересов которого находится как антропология, так и психоанализ, провел несколько лет в Малайзии, наблюдая обычаи сновидений у сеноев. Он работал вместе с Гербертом Нуном, английским антропологом, собравшим основные данные по этнографии этого народа [3]. Материал следующего фрагмента книги во многом основывается на работе Стюарта.
Суммируя мои находки, я вывела три основных правила, которые восходят к различным специфическим ситуациям сновидений. Первое основное правило - то, что я называю противостояние и сопротивление опасности в сновидении. Предположите, например, что ребенок из племени сеноев рассказывает своим родителям за завтраком: Мне снилось этой ночью, что за мной гонялся тигр. Беседа должна бы продолжаться приблизительно таким образом: О, что же ты делал? - спрашивает отец.
Я бежал так быстро, как только мог. Он приближался все ближе и ближе. Мои ноги не двигались от этого быстрее. Я проснулся очень испуганный.
Очень хорошо, сын, что ты видел этот сон, но в нем ты допустил большую ошибку! - отвечает отец - Тигр, которого ты можешь встретить в джунглях днем, способен причинить тебе вред и ты должен бежать от него. Но тигры, которых ты видишь в своих снах, могут причинить тебе вред лишь в том случае, если ты начнешь убегать от них. Они будут преследовать тебя до тех пор, пока ты их боишься. Когда тебе в следующий раз приснится этот сон, ты должен повернуться к тигру лицом. Если он начнет нападать на тебя, ты должен предпринять ответную атаку.
Но что делать, если он сильнее меня? Призови своих друзей на помощь, но сражайся сам до тех пор, пока они не придут, всегда атакуй образ сновидения, который нападает на тебя. Понимаешь? Никогда не позволяй кому-либо нападать на тебя во сне и не в коем случае не убегай. Всегда пытайся противостоять опасности.
Это первое главное правило. Противостояние и сопротивление опасности - наиболее важное в системе контроля сновидений у сеноев. Мы увидим это в несколько иной форме в системе йогов (глава седьмая). Вы можете припомнить также сновидения Стивенсона, которые перешли из состояния страха в творческое состояние при помощи его домовых.
Вы также увидите, как Мэри Арнольд-Форстер добилась подобной перемены снов-ужасов на светлые сны-приключения. Опыт всех этих сновидений подтверждает концепцию противостояния