Гарфилд Патриция

Творческое сновидение

в себе самой и в участниках моего семинара большие изменения в жизни-сновидении, являющиеся результатом обращения к представлениям сеноев. Я подозреваю, что европейцу потребуется гораздо больший период времени для того, чтобы достичь уровня сеноев, которые располагают полной социальной поддержкой. Европеец не поощряется своей культурой к изменению своих сновидений. Фактически, современное психологическое мышление осуждает (в большинстве случаев) вмешательство в чьи-то собственные личные сны. Постигающий контроль сновидений должен, прежде чем прийти к каким-то новым образам, забыть предшествующие.

Тем не менее, некоторые представления сеноев усваиваются довольно быстро. Стиль мышления сеноев, кажется, постичь намного легче, по крайней мере, в его начальных аспектах, чем какой-нибудь иной. Возможно, что это происходит по причине общего, а не специфического характера инструкций сеноев по контролю над сновидениями.

Если вы заинтересованы в экспериментировании с высокими уровнями контроля над сновидениями, вам следует заняться как раз сенойской системой. Сравнительно легко задать себе программу при помощи общей инструкции - Если на меня нападают (весьма распространенное проявление сновидения), я не побегу прочь, я буду противостоять. Нападение может происходить по-разному, методы конфронтации также могут быть (и являются) различными, как это будет видно в дальнейшем. Вы должны лишь держать в сознании основное правило - противостояние и сопротивление опасности в сновидении, - которое выполнить значительно легче, чем заставить себя предпринять конкретное специфическое действие во сне.

Многие представления сеноев тотчас начали возникать в моих снах после первого ознакомления с ними. Я очень часто наблюдала в себе эффект первой ночи. Я читала об идее, относящейся к сновидениям и прямо вводила ее в свое сновидение той же ночью. Из этого отнюдь не обязательно следовало, что этот элемент остается в постоянной части репертуара моих снов. Тем не менее, представления сеноев оказывается весьма легко внедрять в свою практику.

Несмотря на то, что представления сеноев достаточно легко внедряются (иногда даже вопреки преднамеренным попыткам), оказывается, что в то же время может возникнуть реакция опасения контроля сновидений. Люди, которые недолго сопротивляются контролю сновидения на теоретическом уровне (смотри главу 1), могут оказать сопротивление в отношении контроля над содержанием снов.

Что касается меня, то эти реакции возникали в моих сновидениях в течение нескольких месяцев, несмотря на существенные успехи в стиле сновидений (сенойском). К примеру, в продолжение трех месяцев после того, как впервые обратилась к представлениям сеноев, я решила во сне отказаться от попыток контроля сновидений.

Сон: Я нахожусь в доме и слышу шум снаружи. Я выхожу через заднюю дверь и вижу парня на мотоцикле, который, подъехав и бросив толстую субботнюю газету, удалился. Странно то, что я могу узнать, что будет завтра. Затем я уже в доме, сижу в кресле-качалке. Я говорю сама себе, что больше не могу контролировать свои сны, так как боюсь, что потеряю контроль полностью. Будет лучше, если я на время оставлю это. Если я сделаю это, то, возможно, контроль повысится сам по себе.(Завтрашняя газета, 22.01.73).

Поскольку я впервые читала и точно поняла представления сеноев о сновидениях за четыре месяца до этого сна (27-го сентября 1972), очевидно, это сопротивление продолжалось какое-то время.

Сон завтрашняя газета преследовал меня несколько ночей спустя после того, как мне приснился сон, направленный на поощрение самоанализа, на освобождение от страха,- я так решила потому, что он был очень красив: Я вижу дельфина, изображенного в карикатурной манере, стоящего на хвосте с очень широко раскрытым ртом. Он высунул свой язык так, что девочка может заглянуть ему в рот. Она видит, что все цветы, которые он проглотил, проросли. Меня это заинтересовывает (Дельфин с цветами, 25.01.73).

Несколько недель спустя я, казалось бы, сопротивляюсь требованиям контроля сновидений сеноев, которые произвели на меня сильное впечатление. Я собираюсь в оперу с мужем. Обычно, кто угодно, в черном или белом мог присутствовать там, так как не было каких-либо ограничений на одежду. Люди в театре постоянно подходят ко мне и говорят: Мадам, теперь не принято ходить в свободном. Никаких блуз без рукавов.. По-видимому, это период предупреждений. Я все еще могу делать это, но не продолжаю. Поставлены жесткие условия, которые ставят меня в тупик. (Жесткие правила, 03.03.73).

В