время внимательно изучал листок и сказал: А, ты про эту контрольную? Хм... Я как раз тогда разрабатывал свой компьютер с питанием от солнца и управлением голосом: он будет работать, даже когда нет электричества, и ему не понадобится мышка С этими словами он сунул руку в ранец и извлек оттуда схему компьютера!
Мы с учителями сидели как огорошенные и переглядывались друг с другом. Наконец одна учительница сказала: Ну, миссис Пэк, и что будем делать? А я только рассмеялась, всплеснула руками и сказала: Я для того и пришла, чтобы это узнать. Специалисты - вы, так что этот вопрос должна задать я.
Были и другие случаи в стиле Индиго, но мы с мужем так часто улыбались, вспоминая именно этот, что я просто не могла удержаться и написала вам письмо.
В первой книге об Индиго мы советовали родителям уважать этих детей, видеть в них друзей и предоставлять им право выбора. Многие сообщали, что идеальный подход к воспитанию Индиго -относиться к ним как к взрослым в теле ребенка, которые просто пытаются все вспомнить. Каше дело - только помочь им открыть мир заново. Станете ли вы кричать на своего друга, который не хочет есть, когда вы сидите за столом? Вряд ли. Зачем же тогда поступать так с детьми? Если относиться к этим детям без уважения, они обычно реагируют на это далеко не по-детски. Вот живое свидетельство из опыта Дорис, матери четверых детей...
Да кто он, этот ребенок?
Дорис Кромптон
У меня четверо детей: пяти, восьми, одиннадцати и двенадцати лет, Прочитав достаточно много материалов об Индиго, я стала лучше понимать своих детей. Прежде я просто не знала, почему они ведут себя не так, как я пыталась их научить. Думаю, все согласятся, что с нынешними детьми воспитательные приемы 50- 60-х годов уже не срабатывают.
Я обратила внимание, что когда я рассержена на них, они просто переглядываются и спрашивают друг друга: И что это случилось с нашей мамочкой? Иногда они мне прямо заявляли: Ты, мама, сегодня просто сама не своя. Очень скоро я сообразила, что у них совершенно иной уровень энергии. Они не боятся, когда я сержусь на них, - в отличие, например, от меня самой в детстве, когда меня отчитывали родители. Временами, когда я не могла сдержать эмоции, а дети реагировали на это по-своему, у меня возникало такое чувство, будто это я веду себя по-детски, а настоящие взрослые - они.
Как-то раз один из моих сыновей посмотрел мне прямо в глаза и строго сказал: Мама, ты не имеешь права так со мной разговаривать, С одной стороны, эти слова меня обидели (Эй! Ведь я старше!), но что-то в моей душе согласилось: Он совершенно прав. И я попросила прощения. В его голосе не было высокомерия, во взгляде не было злости, но в том и другом чувствовалось достоинство - оно-то на меня и подействовало, Я усваивала такие уроки методом проб и ошибок. К этим детям нужно относиться с уважением. Они - прекрасные, светлые существа, и чем лучше я сознаю это, тем крепче становятся наши взаимоотношения. Происходит какое-то чудесное превращение: если относиться к ним как надо, они ведут себя намного лучше. Нужна только любовь. О запугиваниях, угрозах и прочих устаревших приемах воспитания следует забыть раз и навсегда - они не помогут,
Нам хотелось бы завершить эту главу о мудрости Детей Индиго статьей одного учителя, рядом кратких сочинений девяти-десяти- и одиннадцатилетних учеников и, напоследок, стихотворением.
Джастин Тернер - учительница начальных классов из Калифорнии. Вам, наверное, будет интересно узнать, что думает о сегодняшних детях педагог.
Они не похожи на нас
Джастин Тернер
Индиго не откликаются на тактику внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Дети Индиго плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания, изгнания из класса, запреты выходить на перемену и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются учителя и родители, Школьный директор (самый большой начальник!) не внушает им такого почтения, какое питали к нему некогда мы. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Существует совсем не много мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно поставить на место. Во-первых, эти дети никогда не становятся в общий строй. Во-вторых, теперь уже нет никакого общего строя!
На что Индиго откликаются, так это на уважение - уважение к ним как к разумным личностям и детям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности - для нас, Эти дети откликаются на уважение к их праву