разбирательствам с табачной промышленностью составил
400 миллионов долларов, утверждает, что в случае с ритали-ном основным побуждением для него является забота о здоровье общества, а конечная цель поданных судебных исков заключается в принципиальном изменении нынешней схемы применения этого лекарства.
Сейчас диагностическим критериям, допускающим использование риталина, удовлетворяет практически любой ребенок. Эксплуатируя родительское беспокойство за благополучие детей, производители и психиатры получают неправомерную прибыль. Я считаю, что это заслуживает сурового осуждения, поскольку может привести к непредсказуемому влиянию на здоровье очень многих американских детей, - сказал Скрагз.
По его словам, адвокаты добиваются квалификации своих групповых исков как общенациональных и надеются на появление других подобных судебных исков - на том основании, что критерии диагностики этой болезни расширены искуственно, чтобы охватить как можно больше детей и продавать больше лекарств.
* * *
Ничто из того, что мы делаем для своих детей,
не проходит незаметно.
Порой кажется, что они этого не замечают,
думают о своем, отводят глаза
и совсем уж редко благодарят,
но все, что мы для них делаем, - не напрасно.
Гаррисон Кейлор
Глава седьмая
Глазами индиго
Самыми трогательными и глубокими из полученных нами откликов на первую книгу стали письма от самих подростков и молодых людей из числа Индиго. И хотя большинство настоящих Индиго - еще совсем дети, многие из их предшественников уже вступили в пору отрочества, а кое-кому уже за двадцать. Нам кажется, уже нет смысла заострять внимание читателей на том, как выглядит сейчас мир подростков и какие ужасные страсти в нем порой кипят.
В книге Дети Индиго мы уже говорили, что одна из характерных черт Индиго - ощущение самого себя как взрослого в теле ребенка... Не раз мы говорили и о том, что недостаток уважения вызывает у Индиго совершенно искреннее отчаяние. Они чувствуют себя совсем взрослыми, но родители и учителя продолжают видеть в них только детей. Раздражительность, накопленная дома, подчас выплескивается в других местах (например, в школе), а чем все это заканчивается, мы прекрасно знаем по сложившейся сейчас общей картине.
В первой книге мы опубликовали два письма от молодых людей, которые рассказывали, что значит быть Индиго. В ответ на эти два письма мы получили множество отликов от других молодых людей, восклицавших Да, и я тоже!. Теперь нам хочется предложить вам еще несколько историй, написанных самими Индиго. У вас может сложиться впечатление, что эта глава предназначена для них, но на самом деле она - для
вас. Чем внимательнее мы прислушаемся к мнению своих юных взрослых, тем больше согласия будет в наших семьях.
И мы вовсе не подтасовывали факты. Большая часть полученных нами писем действительно начиналась словами: Мне шестнадцать лет... Как известно, это тот самый переходный возраст, когда дети становятся взрослыми. Это переломный момент, с которыми связаны важнейшие вопросы жизни: степень самоуважения, первая любовь, выбор профессии и так далее.
Некоторые из этих писем пришли сразу после того, как мы опубликовали свою первую книгу. Многие были получены нами буквально перед тем, как эта, вторая книга должна была отправляться в типографию. Если нам не удавалось связаться с автором, мы меняли его имя, чтобы не нарушать принципа конфиденциальности личной переписки. Тем не менее мы сомневаемся, что эти авторы отказали бы нам в просьбе разрешить ознакомить с их письмами широкий круг читатели. Вообще говоря, нам кажется, что все эти молодые люди писали нам именно с такой целью - с желанием, чтобы все вы узнали о феномене Индиго как можно больше.
Читая эти истории, помните, что они не обработаны и рассматриваются через фильтр восприятия молодых людей, переживающих муки взросления, -еще не взрослых, но уже и не детей. Возможно, в этих рассказах и нет ответов на все вопросы, но переживания из первых рук безусловно представляют для нас огромную ценность.
Помните характерные черты Индиго, которые перечислялись в нашей первой книге? Мы говорили тогда, что этим детям отчаянно хочется найти хоть кого-то, кто мыслил бы так же, как они. Кроме того, мы указывали на еще одну своеобразную черту их характера: они терпеть не могут, когда проверяют их уже усвоенные знания или то, что они считают для себя пройденным этапом. Обсуждали мы и тот факт, что учителям прежде всего нужно завоевать уважение этих детей, а не ждать от них почтительности лишь потому,