использовал для этого! Я могу обращаться с этим ребенком только как с партнером. Я все должна с ним обсуждать и позволять ему соучаствовать в принятии решений. По-другому не получится.
Между воспитательницей вальдорфского детского сада и ее сыном - одним из троих ее детей, -которому она дарила много понимания и материнской любви, тоже должны были уже очень рано возникнуть такие партнерские отношения. В шесть лет он однажды так отреагировал на ее материнские усилия: Я ничего не хочу от тебя. Я только хочу, чтобы ты была сама собой. И на ее отчаянное восклицание: Да, но что же я еще должна для тебя сделать? - Будь такой, какой ты должна быть. Будь только самой собой, тогда я буду доволен. Ее комментарий по этому поводу: Таких детей нельзя воспитывать в привычном смысле. Можно только договариваться с ними, сопровождать их и следить, чтобы с ними ничего не случилось.
У всех этих феноменов можно наблюдать сильно ускоренную индивидуализацию. Так и валь-дорфским педагогам опробованные и проверенные рекомендации, которые основываются, например, на семилетних ритмах развития или учении о темпераментах, иногда кажутся уже неприемлемыми. Но, как уже было сказано, для этих детей они тоже действительны, потом, в последующем возрасте, эти дети должны будут позволить обучать и воспитывать себя вместе со всеми другими.
Здесь также требуются креативность, фантазия и присутствие духа учителя.
Разные типы
При всем разнообразии манер поведения, присущих таким детям, тем не менее, просматриваются определенные главные группы, которые вытекают из характерной основной предрасположенности и по-разному формируются у мальчиков и девочек. Уже названная психолог Н. Э. Тэпп, сопровождающая развитие таких детей более двадцати лет, описывает четыре основные типа, которые я хотел бы кратко охарактеризовать.11 Она также указывает на предрасположенность к некоторым специальным жизненным задачам, например, профессиональным, которые, по ее мнению, она . могла у этих детей наблюдать:
Гуманистический тип:
Он гиперактивен, чрезвычайно общителен, разговаривает со всеми и в любое время, очень дружелюбно. Эти дети имеют четко сформированные мнения, но часто ведут себя очень неловко, что касается их тела. Часто они играют одновременно с многочисленными игрушками.
Идейный тип:
Это дети индиго, ориентированные на идеи. С этой предрасположенностью им более важны проекты, чем люди. Они - будущие инженеры, архитекторы, дизайнеры, астронавты, пилоты и офицеры. Они телесно не неуклюжи, а как дети часто даже очень спортивны, но у них есть проблемы с контролем, и они пытаются манипулировать другими. Если им это позволить, то возникнут большие проблемы. В подростковом возрасте такой тип склонен к зависимым болезням, прежде всего к наркотикам. В данном случае родителям следует тщательно наблюдать за поведением детей.
Творческий тип:
Это маленькие художники и художницы. Дети этого типа очень впечатлительны, часто маленького роста, хотя и не всегда. Они творцы, возможно учителя, люди искусства завтрашнего дня. Чем бы они ни занимались - они будут концентрироваться на творческой стороне дела. В возрасте четырех-десяти лет они могут хвататься за двадцать различных видов искусства; они занимаются пять минут одним делом, потом откладывают его. Но позже, в юношеском возрасте, они просто ухватятся за одно поле деятельности или одно стремление и станут виртуозами в этой области.
Многомерный тип:
Они взрослее всех остальных, и в возрасте одного-двух лет вы уже ничего не можете им сказать. Они парируют все, нанося ответный удар: Я же это знаю! Я могу это один! Оставь меня! Это те, кто принесет в мир новые философии и новые религии. Эти дети могут быть особенно трудны в обращении, так как они вчленяются в наше общество еще меньше, чем другие три типа.
Что можно сделать?
Так Тэпп описывает четыре типа детей. Родителям она дает рекомендации, как, в принципе, можно обращаться с этими сознающими себя и неустрашимыми детьми, если они упрямо любой ценой чего-то хотят добиться: Ну, объясни мне, почему ты это хочешь сделать. Давай присядем и поговорим об этом. Как ты думаешь, что случится, если ты это сделаешь? Давай просто проиграем это. Как ты думаешь, что случится, если ты это сделаешь?! Если ребенок скажет, что, по его мнению, произойдет, вы спросите: Хорошо, что ты будешь тогда с этим делать? Тогда он, может быть, скажет Вам, как он будет реагировать на это. - Вы должны так захватить маленьких детей индиго, чтобы проделать это, иначе они не будут участвовать