- В этом сегодня суть педагогического мышления.
Если мы мыслим в духе действительно антропософски ориентированной духовной науки, то нам ясно, что фактически на протяжении всего обучения мы можем делать не что иное, как убирать препятствия, которые загромождают выход наружу того, что ребенок приносит в себе сюда, в мир, из жизни до рождения.
Дети, наши учителя
Это должно также влиять на позицию учителя; в высказываниях обоих детей, Эльфи и Фла-вио, мы находим указание на особую роль взрослых. Уже цитировавшийся педагог Роберт Окер также осознал, с каким феноменом мы имеем дело в случае с этими детьми, это ясно из его фразы: Мы должны помочь им найти их собственную правду.
Но это требует другого взгляда на существо ребенка, не только как на биологически развивающееся существо на ранней ступени развития. Родителям и учителям необходимо развить чувство для того, в какой мере эти дети приносят с собой свою собственную правду и вследствие этого уже, быть может, являются более мудрыми, чем взрослые, с которыми они имеют дело. - И сегодняшний учитель может всегда жить с вопросом: не может ли быть так, что эти детские души, эти Я, которые сидят передо мной там в этих еще несовершенных телах, являются много более зрелыми, чем я сам как учитель? - Тоже самое относится, конечно же, и к родителям.
Такой внутренний настрой учителя может быть прочувствован детьми и в реальной действительности может послужить здоровой основой, на которой могли бы образоваться доверительные отношения, что, в свою очередь, также побуждает к новым педагогическим идеям. Однако этому мешает до сих пор господствующее воззрение, что ребенок хоть и снабжен телесными наследственными признаками, однако как чистый, без записей лист только под формирующим воздействием может стать функционально пригодным человеком.
Учитель же, в котором живет вопрос о скрытой индивидуальности ребенка, будет следить уже не только за содержанием своего урока, но будет пытаться через ритм и методы действовать так же целительно, как и через содержание своего урока. Тем самым он может помочь детской душе все лучше идентифицировать себя со становящимся телом и выразить свою индивидуальную сущность, как это было уже описано.
Эти познания позволяют учитывать автономное духовное, которое участвует в формировании тела на каждой ступени развития.
Много раз на Земле
В разговорах с родителями, которые знакомы с понятием реинкарнации или сами имеют опыт в этой области, часто встает вопрос: Идет ли здесь речь о старых или молодых душах? Из только что процитированных рассмотрений становится ясно, что при этом часто речь идет о людях, которые уже прошли через много инкарнаций на Земле и поэтому быстро, почти стремительно находят себя в нашем времени. Или они, как маленькие посвященные, приносят с собой определенную мудрость, которая может чем-то ответить на нужды нашего времени, так как во время между последней смертью и их сегодняшним рождением они приняли в себя сильные дополнительные импульсы для новой жизни. Часто так называемое раннее знание своей задачи или миссии может быть выражением обучения до рождения, о котором уже говорилось.
Существует еще другая причина раннего развития сознания и удивительно зрелой внутренней сущности этих детей, которая выражается ими самими во многих рассказах: это образное ретроспективное воспоминание о прежних одной или нескольких жизнях на Земле, причем последняя, похоже, была не так уж и давно. Я хотел бы пояснить это на примере одной молодой женщины, студентки факультета психологии.
Она родилась в семидесятых годах. Она была очень чувствительным ребенком и проявила себя чрезвычайно чуткой, остро сочувствовала своему окружению, людям, животным, растениям, всей Земле. В образном видении она пережила угрозу человечеству, как и возможное разрушение планеты, и одновременно свою задачу, вмешаться, чтобы содействовать спасению. Чрезвычайно поэтическая натура, она написала много стихов и историй, а также сделала много рисунков о своих переживаниях. - В ней проявилась целая шкала свойств, которые мы находим как у так называемых душ утешителей и сиделок, так и у душ поэтов. -Это реальные смешения, действительно встречающиеся в жизни.
Сильное сочувствие ко всему живому привело ее позднее к участию в социальной работе, прежде всего в движении по охране животных. Отношение к собственному телу было выражением очень сильного внутреннего переживания: быть человеком, а не только женщиной. По этому поводу она говорит: Я - человек, я - существо, я имею в