к себе самим и к своим слабостям, должно стать терпением к труд-
ностям развития ребенка, так как эти дети нуждаются в большем внимании и, прежде всего, в любви к тому духовному, что хотело бы в них проявиться.
Благодаря чему духовная сторона детей связывается с еще несовершенной телесностью, которая с точки зрения духовного измерения переживается как тесная, тяжелая и не дифференцируемая? Это пробужденное ощущение соответствующего состояния развития, изучающее понимание и, прежде всего, обращенная к ним любовь. Она является собственно той субстанцией, которая через бесконечно многосторонние процессы соединяет в единое дух и тело, гармонизирует и способствует полной силы внутренней жизни.
Тем самым названо, пожалуй, самое важное, чего эти дети ожидают от всех тех людей, которые в процессе своего воплощения на Земле уже дошли до определенной степени и имеют в этом опыт. - Горько, если миллионам детей доводится пережить совсем противоположное.
Из этого возникает основное положение спи-ритуальной психологии: Мы должны вначале работать с родителями, так как ребенок хочет пережить, что родители тоже работают над собой и преобразуют себя. Потом очередь доходит до учителей. И только теперь имеет смысл работать с детьми.44 Конкретная задача для родителей и воспитателей поэтому в этом отношении означает: искать, спрашивать, проверять, приводить в движение, не применять непроверенными никакие схематичные представления, практиковать живое наблюдение, чтобы прийти к собственным новым понятиям, ведь каждое детское Я и его целостная сущность единственные в своем роде. - Все это означает для взрослого активизировать свое собственное Я. То, что мы встречаем в детях, кажется, заставляет нас пересмотреть все прежние установки. Все объяснения - это только подступы, пути к пониманию, которое мы, в конечном счете, должны устремить навстречу всем детям в этом новом и драматическом тысячелетии. Ведь именно на экстремальных формах поведения и проявления может быть отточено и сформировано чувство для восприятия сущности всех детей.
Помощь в развитии и препятствия
Какие окружающие условия находят теперь эти дети с их часто удивительными социальными, художественными, интеллектуальными и спири-туальными дарованиями? Безусловно, все эти силы призваны действовать для очеловечивания и спи-ритуализации цивилизации. Но есть ли уверенность, что они найдут свой путь и смогут заявить о себе?
У многих спиритуально ориентированных людей существует определенная эйфория относительно будущего развития, которая строится на позитивном спиритуальном даровании этих детей. Конечно же, здесь лежат возможности развития и справедливые надежды, но одновременно есть большие соблазны и массивная работа по изгнанию и подавлению этих сил через одностороннее и направленное на удобство материалистическое жизненное воззрение.
Барбара Симонсон, сама мать двух детей-индиго, в своей книге Гиперактивность,45 с одной стороны, описала целый ряд помогающих методов, с другой стороны, указала на исследования влияний окружения, препятствующе и ущербно действующих на физическую организацию. Она приводит различные терапевтические возможности, которыми уравновешивающим образом можно помочь детям в их развитии, начиная с классической гомеопатии и вплоть до телесных и духовных упражнений, которые можно практиковать. Также и тщательный выбор питания играет здесь большую роль. Большой вред она видит, напротив, в увеличивающемся применении родственного кокаину химического средства риталина как стимулятора, чтобы привести детей с их нарушенной живостью к спокойному сидению. Если он принимается регулярно и долго, это непосредственным образом отражается на нервной системе, а также на чувственных восприятиях и степени ясности сознания. Дети становятся для взрослого более удобными и < более управляемыми >. Но именно здесь лежит массивное вмешательство в структуру личности и индивидуальный ход развития.
Употребление этого средства, от которого предостерегают многие критичные врачи и психологи, вплоть до Всемирной Организации Здоровья (ВОЗ), удваивалось в прошедшем десятилетии двухгодичными шагами по всему миру, в 1995 г. это было уже 10 тонн! В Швеции оно запрещено из-за опасности возникновения зависимости.
Американская чета врачей Юдифь Райхен-берг-Ульманн и Роберт Ульманн46 представили в 1996 г. исследование, в котором особенно тщательно и детально описывают, какие последствия может иметь лечение риталином детей с диагнозом СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности. В этой богатой