мое слушание, мое говорение, движение, ходьбу и т. п. - через все мое бытие струится это спокойствие.
С последними строчками думают о том, как можно укрепить самого себя, в то время как с терпением и выдержкой находят в себе это спокойствие силой собственного стремления, и как тогда и вся жизнь будет пронизана этим.
Исходя из этой силы спокойствия, мы будем встречать детей более осознанным, соответствующим им образом и сможем заметить в ходе времени и преобразование собственной сущности.
Приложение 2
Развитие мозга не происходит само по себе
В своем интервью в Шпигеле ? 11/2002 г. о гиперактивных детях Геттингенский невролог Геральд Хютер предостерегает о возможных долговременных негативных последствиях риталина и констатирует: Некоторые дети просто уже приходят в мир экстремально подверженными раздражению. Чтобы оптимально сформировать головной мозг, им больше, чем другим нужны с раннего детства надежные отношения. Если такие дети не могут получить опыт, что они пробуют себя и в то же время при всех проблемах могут положиться на поддержку взрослого, то страдает развитие их головного мозга. Если они оказываются потом в непривычной ситуации, то они не развивают чувства для собственного действия и имеют проблемы, как вести себя соответственно ситуации. Это снова отражается в мозге в образцах нервных клеток. Таким образом, головной мозг является пластичным органом, который - в зависимости от того, как его используют - формируется по-разному. Ни один человек не приходит в мир с доверием к себе, любопытством или способностью решать проблемы. Прежде всего в передней области, в коре лобных долей, нервные пучки переключаются на то, что является источником представления о самом себе и личностью человека. Этот регион управляет импульсами и эмоциями, помогает контролировать страх, ярость, недовольство и отчаяние. У многих гиперактивных детей он не особенно хорошо развит. - Напротив, их побудительная система в среднем мозге очевидно сверхразвита и поэтому
постоянно выбрасывает дофамин, вещество, которое приводит их в состояние повышенного внимания. Однако передний мозг страдает от длительных импульсов. Нейронные структуры не могут долгосрочно стабилизироваться, так как они все снова и снова получают сигнал: перестраивайся*.
И вот в эти процессы вторгается риталин. Он препятствует тому, чтобы за короткое время один за другим следовали шквалы дофамина, поэтому колебательно ребенок в определенной степени достигает внимания и становится управляемым. Геральд Хютер подтверждает: Риталин действует, этого нельзя не признать, ребенок может лучше концентрироваться, больше не кричит, не бросается предметами в окружающих и сразу - самый большой прогресс - реагирует на обращение. Но риталин в общем снижает возбудимость человека, это показали исследования. Однако Хютер беспокоится прежде всего о долгосрочных последствиях, которые были доказаны на опытах с животными, и говорит: Никто не знает, какие долгосрочные последствия имеет риталин. Большинству пациентов сегодня не больше двадцати... Может быть, уже у сорокалетнего бывшего риталин-пациента появятся проблемы. Я опасаюсь, что мы впоследствии получим все более молодых больных болезнью Паркинсона.
Нам нужны школы для родителей
По вопросу об альтернативах он говорит: Дети должны как можно реже иметь опыт, что они могут функционировать только с помощью таблеток. Они должны пережить, что они сами по себе могут решать проблемы. Только тогда возможна новая организация головного мозга. Что-бы это происходило, ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нуждается в своевременной помощи. Ведь когда дети, уже имевшие нарушение поведения тяжелой степени, приходят в школу, то некоторых защищает от собственного возбуждения только риталин. Поэтому его заключительный вывод таков, что дети прежде всего нуждаются в интенсивной терапевтической заботе, с тем чтобы они научились новым образцам поведения. Только риталина недостаточно, таблетка может быть только стартовой помощью. Она дарует головному мозгу так много спокойствия, что возникают новые сплетения, а другие слабо сформированные будут стабилизироваться. Возможно, такие дети в конечном итоге все-таки смогут построить функционирующий передний мозг с достаточным контролем импульсов. Если им это не удается, они останутся на всю жизнь как мешающие аутсайдеры с нарушениями поведения, обучаемости и социальности - что является вообще-то лучшей предпосылкой, чтобы позднее стать маниакально-зависимыми. Потом он сравнивает бывшие воспитательные