Лайтман М.

Каббала. Внутреннее содержание

тому, как в нашем мире человек зарабатывает деньги, платит другому в обмен на нужное ему (подарок). Это называется обменом. И потому нет чувства ущербности, ощущения, что ты получаешь даром.

И это было бы верно, если бы цель творения состояла в том, чтобы получить от Творца что-то, нейтрализовав наш стыд, или дать Ему плату за получаемое от Него. Или для Него, или для того, чтобы успокоить себя. Но цель Творения не в том, чтобы получить от Творца. Поэтому, механически выполняя Заповеди за награду в этом или в будущем мире, мы не достигаем цели творения. Мы проходим такое состояние только как подготовительную стадию.

Цель Творения не в том, чтобы заработать себе и этот мир, и будущий. Как можно заработать за 70 лет вечное наслаждение? Ведь сколько бы я в этом мире ни трудился, ни выполнял желания Творца, я не смогу уравновесить никаким ограниченным сроком работы Его Бесконечный дар. Он всегда останется как подарок.

Может ли быть более огромное и даровое получение, чем это? И за 10000 лет не отработать его. Чтобы обменять работу на вечность, и работа должна быть вечной. Так зачем же Творец создавал этот мир и наше кратковременное существование в нем? Неужели за 70 лет можно выполнением каких-бы то ни было Его желаний (Заповедей) в этом мире достичь цели Творения - получения безграничного наслаждения без стыда, в абсолютном виде.

На что похоже это условие Творца? На предложение одного человека другому: Ты поработай на меня одно мгновение, а затем я тебе всю остальную жизнь буду отплачивать, чем только пожелаешь. Разве есть больший подарок, чем такое условие? Потому что нет никакого соответствия между усилиями человека и тем, что будет получать в течение остальной жизни.

А так как духовное - это истинное, и нет в нем места обману и подмене, то ощутил бы человек стыд за подобное соглашение с Творцом. Ведь нет никакой ценности у этого преходящего мира относительно вечного наслаждения в будущем мире! Ведь за выполнение Заповедей, как сказано, уготовил Творец для каждого праведника ШАЙ=620 миров. Но нельзя сказать, что часть мы отрабатываем, а остальное получаем как подарок.

Иначе у нас все равно остался бы стыд. А тем более если примем в расчет не только количество, но и качество подарка: разве можем мы сравнить усилия в этом мире с вознаграждением в будущем? И еще сказали мудрецы, что ощущение стыда не дано каждому, а уготовано только для особых, высоких, душ, не часто спускающихся в этот мир. Т.е. не всем живущим предназначено ощутить его? А что означает ощутить стыд? Это означает ощутить Дающего, как мы уже говорили. Так вот это, говорят мудрецы, не для всех, а только для особых душ.

А для остальных? Каббала рассматривает все творение как статическое, в котором меняется только ощущение человека. Этим миром называется в Каббале настоящее ощущение человека, его сегодняшнее состояние. А Будущим миром называется будущее состояние человека, которое он ощутит в свое следующее, или более отдаленное мгновение.

Человек, работающий в это мгновение, зная, для чего, и получая за свои усилия немедленное вознаграждение, не испытывает стыда. С помощью Каббалы человек осознает цель творения, получает свыше стремления и силы, ощущает, что ему надо исправить в себе, просит об этом Творца и потому получает заслуженное за свою работу вознаграждение - свойства Творца, Его желания, возможность отдавать Ему.

Поднимаясь в своих свойствах с одной духовной ступени на другую, человек получает заработанное, не испытывая при этом никакого стыда. Не потому, что якобы все заработал справедливо сам: все, что сделано-сделано Творцом.

Это постигает каждый поднимающийся. И далее все делает Творец. Но так как усилия человека состоят в стремлении стать дающим, как Творец, то в этом его вознаграждение, и потому не может быть места чувству стыда. Поначалу человек работает над своим исправлением в этом мире, проходя поэтапно все ощущения осознания зла, пока не войдет в ощущения будущего мира, духовного. А когда входит в духовный мир, там он получает вознаграждение в виде света, знания Творца, слияния с Ним.

Но каждая последующая, более высокая, ступень является следствием работы на предыдущей. И так все время, и нет никакой разницы, где находится человек, в этом мире в своем физическом теле, или, уже оставив свое тело, он продолжает духовный подъем. Как сказал раби Михаль, явившись своему ученику: Я продолжаю подниматься, и то, что вчера было небом, сегодня для меня - моя земля.

Или как сказано: праведники идут от силы к силе. Творение непрерывно. Существует