между двумя воплощениями в том высшем мире, который на Западе называется Небом, а на Востоке - Дева-
каном. Все личное, корыстное, страстное уничтожается, как мы видели,
вместе с личностью; сохраняется лишь содержание нашего сверхличного
сознания, все, что мы без отношения к своему себялюбию продумали, поняли и восприняли, весь духовный опыт нашей земной жизни собирается в нашем ментальном теле, и наша небесная жизнь после перехода из чистилища проходит в том, что весь этот принесенный материал, весь наш жизненный опыт перерабатывается в душевные силы, качества и дарования, в свойства нашей бессмертной индивидуальности. Когда это претворение совершилось, и весь результат пережитой жизни проник в бессмертную душу, передался Мыслителю (6), тогда и ментальное тело, в свою очередь, разрушается и человек сбрасывает свою четвертую, и последнюю, оболочку. Все наше будущее зависит от того, какого качества был материал, принесенный нами из земной жизни, и то, что мы смутно представляем себе как небесное блаженство, зависит единственно от того, какие мысли и какие чувства и стремления наполняли душу человека во время земной жизни. Если они были хороши - блаженство его небесного пребывания будет
велико и продолжительно, если ничтожны и нечисты -он не будет испытывать блаженства, потому что высокие вибрации духовного мира не найдут ответа в его душе.
ВЫСШЕЕ НАЧАЛО ЧЕЛОВЕКА
Бессмертная душа
Бессмертная душа человека, или Триада, которой в теософической литературе дается индусское название Atma-Buddhi-Manas, соответствует Божественной Троице, три Ипостаси которой, по развиваемой ими деятельности, можно перевести на язык человеческих понятий как Воля - Муд-
рость (7) - Деятельность. Это начало человека имеет своим источником
Божественную Жизнь, и оно-то и представляет собой истинную суть человека, его бессмертную индивидуальность, его высшее, непреходящее, Я. Наша смертная природа, состоящая из физического, астрального и ментального проводников, еще не составляет человека. Чтобы стать человеком, необходимо, чтобы эта смертная природа соединилась с бессмертным началом, с тем, что философия называет Монадой человека. С этой точки зрения все физическое бытие человека можно рассматривать сперва как подготовление к этому слиянию (8), а затем как постепенное развитие, утончение и совершенствование проводников для выражения, во времени и пространстве, божественной природы человека, для проявления бессмертной самосознающей индивидуальности. Происходит это медленным процессом перенесения всего опыта, сознания, чувствования и воли человека из низшей его природы в высшую.
Два высших аспекта человеческой Триады - Atma и Buddhi - трудно передать словами. Atma можно обозначить как Дух, Buddhi - как духов-
ную душу, способную вступать в единение со всем сущим и испытывать при
этом совершенное блаженство, а Manas - как человеческую душу,
вмещающую в себя чистый разум без примеси страстного начала и
результаты всех опытов на протяжении всей эволюции человека. Высшее
начало человека обдадут также своим телом, которое в теософической литературе обозначается непередаваемым выражением corpus causal, causal body; может быть, наиболее подходящим названием для него было бы выражение ап. Павла тело духовное. Это тело по своему строению и свойствам отличается в такой степени от всех доступных нам явлений, что описание его могло бы повести лишь к ошибочным представлениям. Достаточно упомянуть, что теософические учения о человеке признают духовное тело.
Не считая возможным в кратком докладе касаться метафизического учения о двух высших аспектах человеческого духа, остановимся на третьем, истинная природа которого проливает яркий свет на самые трудные проблемы душевной жизни человека.
Manas, разум человека, можно с полным правом назвать Мыслителем, и мы так и будем называть его при описании его деятельности. Мыслитель пребывает в условиях несравненно более высоких, чем наша физическая Вселенная, и поэтому он не может действовать непосредственно на свое физическое орудие-мозг. Чтобы войти с ним в сношение, он отдаляет часть своей сути, и эта отдаленная часть, облекаясь в астральную материю, проникает всю нервную систему еще не рожденного ребенка, чтобы стать позднее, когда физический аппарат будет готов, его мыслящим началом. Эта часть Мыслителя, именуемая его отражением, тенью или лучом, и является нашим земным разумом, низшим Manas-ом, действующим через посредство мозговых клеток, которые он заставляет вибрировать.
Таким образом, в период