из этих случаев имеет место и преобразо- вание внешней реальности, и установление коммуникационной сети между многими индивидуальностями, и преданность каждой из них целям организации, частью которой они являются. Это, вероятно, - величайшее свершение наших индустриальных, воен- ных, педагогических и религиозных усилий в этом столетии.
Эффективный контакт между людьми может обеспечить выполнение ряда действий и создание вещей, недоступных любому индивиду- уму.
Однако в определенных областях одаренная, талантливая, ин- теллектуальная индивидуальность может действовать почти ав- тономно, так же как отдельные компьютеры, давая начало новым направлениям в науке. Это хорошо видно в случаях математи- ческих гениев, выросших в изоляции. Даже опасно заниматься образованием таких людей, так как они могут утратить целеус- тремленность, предназначение и способность внести оригиналь- ный творческий вклад в науку. Им удалось избежать включения во всеохватывающие специальные организации людей и тех тре- бований, которые эти организации накладывают на своих чле- нов. Как, например, в случае высокоодаренного физика Мосли, который был призван и убит в первой мировой войне, такой та- лант был бы отброшен назад действиями, продиктованными необ- ходимостью включения в общество.
В современном мире имеется много точек зрения, которые раз- деляют интеллектуалов, в результате растрачивающих напрасно свой талант и гений. Существуют противостоящие философии, которые побуждают к различной интеллектуальной активности.
Возможно, такой конфликт необходим для интеллектуального продвижения каждого индивидуума, но это может оказаться и чем-то бесполезным. К. П. Сноу указывал в своих работах (особенно в тех из них, где он пишет о двух культурах), на этот вид социальной дихотомии. Система ценностей каждого ин- теллектуала отражает его предубеждения, пристрастия и его слепые пятна не хуже, чем и сферы его компетентности. Часто из-за предубеждений и пристрастий люди берут то, что они хо- рошо знают и в чем достигли мастерства, и пытаются превозно- сить это в противовес общему интеллектуальному уровню, зада- ваемому всеми другими интеллектуалами. Но разве это разумно?
Одна из техник превознесения того, что кто-то и его ближай- шие коллеги знают, над прилегающей интеллектуальной террито- рией, состоит в том, чтобы буквально вырыть интеллектуальный ров вокруг собственного поля деятельности. Чтобы вырыть этот ров, чернят и принижают и области знания, и людей, работаю- щих за пределами собственного поля. Не исключено, что этот вид активности встроен в нашу биологическую структуру.
Сант-Томас, Виргинские острова,- 1967. Д.К.Л.
ВСТУПЛЕНИЕ
Компьютер общего назначения - это электронная машина, кото- рую оператор при помощи специальных команд может перевести в любое доступное ей состояние при любых допустимых исходных условиях. Все виды поведения машины находятся под контролем оператора. Программа совместно с машиной образует систему, которая может переходить из одного состояния в другое, и это можно рассматривать как ее поведение. Такое обобщение в зна- чительной мере разрешает главную проблему мозга в той части, которая затрагивает его объективное поведение. Природа его субъективных аспектов может быть оставлена следующему поко- лению, если, конечно, заверить его в том, что покорение ос- новных научных вершин еще впереди. (У. Росс Эшби. Что та- кое мозг? в книге Теория интеллекта, Макмиллан, Нью-Йорк, 1962).
В течение долгого времени отношения между объективной дея- тельностью мозга и субъективной жизнью ума оставались загад- кой, вызывавшей споры. В этом столетии некоторые успехи во взаимодополняющих областях, изучающих каждую из сторон этого вопроса, по-видимому, начинают кое-что прояснять. Здесь представлен отчет о теории биокомпьютера и ее приложениях. В нем делается попытка операционно связать:
а) субъективные аспекты работы ума;
б) активность нейронных цепей;
в) биохимию;
г) наблюдаемые изменения поведения.
Автор, в основном, использовал следующие источники:
1) результаты и обобщение собственных экспериментов в облас- ти центральной нервной системы (ЦНС) и поведения животных;
2) результаты опытов, проведенных на себе в условиях глубо- кой физической изоляции;
3) собственная психоаналитическая работа над собой и други- ми;
4) собственные исследования и личный опыт по проектированию, конструированию и программированию электронных вычислитель- ных машин, построенных на кристаллических схемах с сохране- нием программ в памяти;
5) изучение