деформирует измеряемый объект; подобным же образом, чем подробнее описание, чем детальнее понятийное структурирование непрерывной ткани психического опыта, тем больше возникает в этом описании элементов, собственно к психическому опыту не относящихся. Описание (вербализация, обобществление) непосредственного психического опыта осуществляется в не свойственных ему понятийных формах, и в ходе такого описания невозможно обойтись без конструирования определенных логических схем. Эти схемы и составляют теоретическую базу так называемой эзотерической психологии. Устойчивость, живучесть эзотерических теорий обусловлена тем реальным психическим опытом, который лежит в их основании. С другой стороны, будучи по существу не объяснением, а описанием этого опыта, они оказывают на него обратное подкрепляющее воздействие. Зауживая психический опыт как таковой, выделяя из хаоса внутренних пространств какие-то конкретные закономерности, теории эти пускают восприятие по целевым каналам, вследствие чего все больше людей сознает возвещенный опыт как свой собственный. Однако с теоретической точки зрения подобными описаниями мы выражаем не столько наше знание, сколько недостаточность нашего знания о природе законов, лежащих в основе описываемых явлений. Примером такого описания, имеющего форму теории, может служить рассматривавшаяся в третьей главе пространственная модель внутреннего мира - концепция тонких тел или оболочек (ментальной, витальной и эфирной), последовательно скрывающих от человека его истинное.
Я. Единственное место, где мы фактически имеем дело со своими оболочками, это области интроспекции. И здесь они предстают не в форме оболочек, а в форме качественно различных объектных сфер внутреннего восприятия - области интеллектуальных объектов восприятия, эмоциональных объектов восприятия и, скажем так, интероцепторных объектов восприятия.
Наши оболочки даны нам лишь в этих восприятиях. Эти восприятия и есть оболочки, скрывающие нас от самих себя.
Но мы как правило не сознаем этого, - мы сознаем это лишь разотождествившись с ними и действительно сделав их в объектом своего восприятия.
Эгрегоры, как и оболочки, - это не теоретические, а описательные модели. Теоретическое совершенство подобных моделей, так сказать, приносится в жертву их наглядности. Человек без труда угадывает в них свой личный опыт (в той мере, в какой у него этот опыт имеется), а также знакомится с рядом закономерностей, которые были выявлены в данной сфере опыта другими людьми, - иными словами, с помощью таких описаний он может воспользоваться чужим опытом. Однако их теоретическая доступность, а также простота и надежность в употреблении нередко приводят к тому, что человек неискушенный принимает эти описательные модели за теоретическую истину в последней инстанции; иногда же люди домысливают на этой теоретической базе, подкрепленной фактами непосредственного личного опыта, такие надстройки, что в конце концов оказываются в психиатрической лечебнице. Обычная иллюзия восприятия при знакомстве с эзотерической психологией в том и состоит, что описание принимается за теорию, то есть за объяснение в рамках более широкой системы объективных знаний. В настоящее время объяснения такого рода в эзотерической психологии фактически отсутствуют; поскольку же основным ее методом служит интроспекция - метод субъективный и современной психологической наукой не признаваемый*, - возможность возникновения подобных теорий остается пока весьма проблематичной.
*.
Между тем мы имеем дело со своим внутренним миром именно посредством такого ненаучного метода, а не посредством объективных научных экспериментов. С другой стороны, задачи эзотерической психологии, кратко сформулированные в призыве познай себя, состоят не в обретении объективных знаний о человеческой психике, а в обретении понимания человеком самого себя и поиске путей к обретению такого понимания. Задачи эти большей частью практические, нежели теоретические. Будучи, в отличие от академической психологии, прикладной наукой индивидуального пользования, данная психология может быть названа гуманистической: ее интересуют прежде всего человеческие, а не научные проблемы. Область интроспективных явлений, охватываемая эзотерической психологией, имеет самое непосредственное отношение к жизни каждого из нас (сознаем мы это или нет, но это то, чем мы все живем), и тексты ее адресуются не ученным, а всем людям. Поэтому основным требованием, которым определяется срок службы этих текстов, служит конкретность: неотвлеченность, наглядность