визуализации представляют собой продукт взаимодействия между событиями во внутренней среде организма и формами восприятия, заданными внешней средой.
Вопрос, однако, можно поставить и несколько иначе: каким образом информация о внешней среде, как таковой (люди, места и ситуации), отражается на активности больших интерорецепторных зон, предположительно соотносящихся с Чакрами? Воспринимается ли такого рода информация об окружающей среде непосредственно телом (а если да, то как?) и лишь затем в той или иной степени сознается, или же протекающие в психике информационные (сознаваемые или неосознаваемые) процессы попросту детонируют на физиологию, вызывая тем самым специфические ощущения в теле, т.е. приобретая дополнительную физиологическую окраску?
Очевидно, с чисто психофизиологической точки зрения второе допущение будет вполне достаточным. Не выходя за рамки психофизиологии представляется возможным проинтерпретировать не только механизмы информативной функции Чакр в нашем повседневном опыте, но и принципиальный механизм повседневного непосредственного воздействия Чакр на среду и Чакры других людей: повышенная активность тех или иных центров обостряет нашу восприимчивость к ситуациям, благоприятным для осуществления тех или иных конкретных форм деятельности, связанных с этими центрами, а также стимулирует и облегчает протекание данных форм деятельности, объективно способствуя быстрейшему достижению стоящих перед нами задач. При определенном же теоретическом настрое такая высокорезультативная деятельность может субъективно восприниматься как непосредственное воздействие центров на среду.
Психофизиологический арсенал концептуальных средств позволяет проинтерпретировать даже такой феномен, как визуализация различных тонких тел (то есть различных слоев ауры), - и, в частности, пространственно соотносящихся с Чакрами аномалий (завихрений, воронок) в этих телах. Указанные явления могут представлять собой проекцию на корковый уровень зрительного анализатора, как на экран дисплея, интегрального результата обработки подпороговой информации, поступающей по обычным чувственным (а не сверхчувственным) каналам. Аура при этом трактуется как зрительная иллюзия, несущая тем не менее объективную информацию. Такая информация может быть дешифрована опытным сенситивом.
Людей, привыкших к традиционным оккультно-йогическим интерпретациям рассмотренного здесь круга вопросов, вряд ли удовлетворит чисто психофизиологический вариант их решения.
Многим любителям ментальной экзотики не понравится его недостаточная романтичность. Действительно, не прибегая к умножению сущностей, то есть к представлениям об уровнях проявления или космических планах, существующих якобы параллельно со знакомым нам физическим планом, такой подход заземляет полет нашей фантазии и в значительной степени обедняет возможности наших интеллектуальных игр.
Многие профессионалы сочтут, что психофизиологическая интерпретация не соответствует теоретической очевидности их непосредственного опыта. Следует заметить, однако, что люди, отождествляющие свой личный опыт с его теоретическим оформлением, находятся во власти ментальных иллюзий и витальных предпочтений, - а последнее в рамках ими же принимаемой системы взглядов считается не самым хорошим тоном.
И все же подлинная причина традиционного умножения сущностей заключена не в ментальных иллюзиях и витальных предпочтениях, - она лежит гораздо глубже и обусловлена смутным чувством нашей изначальной родственности, нашего изначального единства со всей остальной вселенной и другими людьми. Это глубинное чувство причастности и не позволяет многим из нас принять такую, казалось бы очевидную идею о том, что мы субстанционально изолированы, отсечены от мира своими естественными анатомическими границами, преодолевая их лишь в процессе дыхания и еды.
Так, оккультная традиция утверждает, что наш индивидуальный внутренний мир представляет собой лишь крошечную часть огромного Невидимого Мира, подобно тому, как наше тело представляет собой крошечную часть физического мира. И подобно тому как в физическом мире мы лично порождаем лишь немногие из воспринимаемых нами явлений и процессов, не мы порождаем и большинство процессов своего внутреннего мира. Мы лишь воспринимаем их.
Несмотря на то, что официальные современные представления о человеке оценивают его в психофизиологическом плане как индивидуальность и только в социальном аспекте говорят о нем как о проявлении чего-то целого, по мере развития научного знания о природе живого мы сталкиваемся