стремления не только определяет интенсивность процесса санскарообразования, но и поддерживается последним.
Индивидуальные стремления всех людей образуют причинный диапазон всеобщего поля, который связывает единой судьбой нас всех - все человечество. Будучи включена в этот всеобщий диапазон, именуемый каузальным планом, Карана Шарира определяет течение нашей личной судьбы среди джунглей переплетающихся судеб других людей. Положительная и отрицательная пси-опосредованная инструментальная реакция (см. 45, 124-125), рука Судьбы, чудесные совпадения и т.п. - все это различные проявления той активной роли, которую играет всеобщий каузальный план в нашей личной жизни. Следует заметить, что для случайного посетителя оперативный выход на каузальный план (доступ к механизмам стечения обстоятельств) надежно закрыт замком эго (личностного самосознания).
Следующим слоем Виджнянамайя Коши служит высший Буддхи (Махат) или Ишвара.* В отличие от низшего Буддхи, ИШВАРА НЕ ЗАПЯТНАН САНСКАРАМИ. Обладая всеведением и будучи неподвластен времени, он является учителем Учителей (Йогасутры, 1.24-26).
* О правомерности рассмотрения Буддхи как Ишвары см. 55, 497, 531, а также монографию Л.Циборана (77). Шри Ауробиндо прямо говорит о двух Буддхи - высшем и низшем (см. 5).
Если персонификация причинного уровня в форме Ангела Хранителя или Беса Вредителя представляет собой по существу воплощение бытовой интуиции (положительной или отрицательной соответственно), то Ишвара воплощает в себе сферу подсознательных механизмов творчества - источник любых качественно новых проявлений в познании и действии. Природа этого источника во все времена истолковывалась различно - в соответствии с верованиями и образованием людей, входивших с ним в сознательный контакт.
Функции Ишвары прямо противоположны функциям описанной выше Карана Шариры; он нацелен не на сохранение частных достижений, а на их преодоление. В его задачу входит сохранение процесса развития.
По существу, Ишвара представляет собой ту неосознаваемую сферу сознания, которую П.В.Симонов вслед за К.С.Станиславским назвал сверхсознанием. Симонов рассматривает сверхсознание как один из психологических механизмов, благодаря которому объективные потребности развития общества трансформируются в мотивы поведения отдельного человека (65, 63).
Сверхсознание способствуют развитию в самом широком смысле этого слова, нередко опрокидывая глубоко усвоенные нормы во имя более важных, хотя и неосознаваемых норм и ценностей, отказ от которых несовместим с развитием человеческой цивилизации... Поскольку же этим высшим ценностям, накопленным человечеством на протяжении столетий, должно быть обеспеченно надежное хранилище от превратностей и противоречивости сиюминутных влияний (65, 62-64), механизмы сверхсознания, как говорит Симонов, осознанию не подлежат.
С другой стороны, Ишвара - это не просто Хранитель Пути, но именно Учитель Учителей, источник инсайтов или интуитивных озарений - способности к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым (32, 125). Персонифицированный Ишвара - это Господь йогинов, объект их почитания и поклонения. Они полагают, что всеми своими достижениями обязаны Ему, а не своим сознательным усилиям, и что все в конечном счете зависит от Его милости.
С объектной точки зрения Ишвара представляет собой общее определение для ряда неосознаваемых форм высшей нервной деятельности, которые проявляются, в частности, в виде интеллектуальной интуиции, и как таковые ничего мистического в себе не содержат. Мистическим есть общение, сознательный контакт с Ишварой.
Плодами деятельности этих скрытых уровней обработки информации - уроками Ишвары - неосознанно пользуется каждый человек. Такое пользование подобно сбору диких плодов; йогины же, так сказать, занимаются организованным сельским хозяйством. Выделяя в себе себя и Ишвару, они вступают с ним в личные отношения, сознательно определяют общение с ним целью своих стремлений. Ишвара становится желанным другим в нас. Такая внутренняя психологическая позиция, эмоционально окрашенная всей гаммой личностных отношений, служит активатором надсознательных процессов и в огромной степени усиливает их эффективность (86).
Однако позиция эта должна быть активной. Характерная особенность внутреннего Учителя, которая в корне отличает его от внешних учителей, состоит в том, что он не только никогда не настаивает на своей точке зрения, но говорит лишь тогда, когда мы страстно его вопрошаем, - и молчит, если вопроса нет или вопрос задан праздно.