Эльманович В. И.

Нейролингвистическое программирование (часть 1)

в то место, где начинаете их видеть, и вновь разводите. По мере тренировки Ваше поле зрения увеличивается вправо и влево вплоть до 180 градусов и даже больше (в сумме для обоих глаз). Не забудьте расширить поле зрения также вверх и вниз. Не сосредотачивайте внимание ни на одном предмете или его части, не узнавайте предметы (не обозначайте их словами ), ничего не комментируйте. Если поле зрения не расширяется , не форсируйте процесс: значит Вы попали в свою область неосознаваемого - область детской фобии .

Теперь Вы видите физический мир реальным, таким, как он есть на самом деле (с учетом , конечно, того, что Вы еще не убрали фильтры с периферии зрительного анализатора и сушествуют трансформы в синапсах и стволовых ядрах). Увидев мир таким, Вы удивитесь. Хотя, возможно, вспомните что таким видели его в детстве - красочным и текучим. Интересно, что периферия полей зрения особенно хорошо замечает малейшие движения. Вам не нужно локализовать замеченные движения (взглянув на движущийся предмет центральным бинокулярным зрением, Вы обнаружите, что он находится не совсем там, где Вы его увидели периферией зрения; но чтобы это обнаружить, надо выйти из рабочего состояния).

2. ПО АУДИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.

Перестаньте прислушиваться и узнавать источники звуков, не комментируйте их - просто позвольте слышать их не связывая между собой, не определяйте направления звуков. Постепенно Вы обнаруживаете, что мир полон звуками. Вы начинаете СЛЫШАТЬ ЗВУЧАНИЕ своих внутренних органов - сердца, кишечника и пр. , звучание своего тела. А, может быть, и звучание тела клиента. Мир звучит, некоторые сравнивают это звучание с симфонией.

Так звучит физический мир (конечно, фильтры восприятия его обедняют, но, все равно, это очень красиво).

Может быть Вы вспомните, что так слышали мир в детстве.

3. ПО КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.

Ваши подошвы стоят на полу. Какие ощущения в них?

Позвольте этим ощущениям подняться вверх и распространиться на все тело, в том числе - на все внутренние органы. Ощущения, поднимаясь вверх , могут измениться, а могут остаться прежними - это не имеет значения. Интересно, что эти ощущения двигаются с постоянной скоростью. Поэкспериментируйте, попробуйте ускорять и замедлять движение. Если в теле обнаруживаются места, куда ощущениям трудно попасть, не помогайте им. Здесь храниться информация о Ваших проблемах (полезно эти места запомнить). Пусть ощущения обтекают эти места и двигаются дальше . Когда эти ощущения заполняют все тело от подошв до темени , Ваша кинестетическая система готова к работе.

ПОВТОРЯЮ: в рабочем состоянии должны находиться все три системы.

В этом состоянии можно двигаться (попробуйте осторожно, чтобы не выйти из этого состояния).

Начинающему потребуется не очень мало времени, чтобы войти в рабочее состояние. По мере тренировок Вы обнаружите как ускорить этот переход, какие признаки вхождения в рабочее состояние являются для Вас наиболее характерными, ключевыми.

10. ТЕХНИКА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К КЛИЕНТУ.

Присоединиться к клиенту, значит расширить границы своего Я , включив в него клиента, идентифицироваться с ним. Самость , Я вовсе не является чем - то постоянным; происходит непрерывное изменение (Я также текуче, как и физический мир). Будем считать Я - функцией обратной функции идентификации. Шофер расширяет границы своего Я, включая в них автомашину, покрышки колес, точки их соприкосновения с дорогой. Слепой, по - видимому, - трость. Включив другого человека в границы своего Я, мы сопереживаем, ассоциируемся с ним. Исключив его из собственных границ, мы с ним диссоциируемся, воспринимаем его со стороны(мета - позиция).

Ассоциирование и диссоциирование может стать управляемым процессом. Можно это делать по любой системе (или по всем - последовательно либо одновременно).

Предлагается освоить следующую процедуру.

По ВИЗУАЛЬНОЙ системе. Вспомните диссоциировано, как Вы выполняли какие - ни будь действия (например, ехали на велосипеде). Иными словами, посмотрите картинку со стороны . Теперь ассоциируйтесь с собой на картинке: войдите в свое изображение на картинке . Уловите (обращаю внимание на кинестетическое слово) разницу в ощущениях, возникшую при входе . Снова выйдите из картинки (диссоциируйтесь). Тренируйтесь в ассоциировании и диссоциировании до тех пор, пока научитесь замечать эту разницу.

Освоив эту технику, обучите ей своих знакомых, друзей. Наблюдайте за человеком, как меняется его поведение, когда он снаружи и внутри картинки (глазодвигательная стратегия, микродвижения,