но все же возможная стратегия, когда терапевт
сам предлагает возможные альтернативы.
ШАГ 5. Предложите первоначально выделенной части ПРИНЯТЬ НОВЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ И ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ
РЕАЛИЗАЦИЮ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ. Пусть клиент спросит
первоначально выделенную часть себя, согласна ли она, что
три новых возможности по крайней мере ТАК ЖЕ ЭФФЕКТИВНЫ, как
первоначальное поведение, которое было названо нежелательным. Если она
скажет да (используя ранее установленный способ коммуникации для
обеспечения непрерывности), просите клиента спросить, согласна ли эта
часть ПРИНЯТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА порождение этого поведения в
соответствующих контекстах.
Если она (эта часть) не соглашается, что новые возможности,
по крайней мере, не хуже, чем первоначальное поведение,
предложите клиенту ПОПРОСИТЬ ЕЕ ПОЙТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ и
поработать с ней вместе, чтобы предложить лучшие возможности.
Если она НЕ ХОЧЕТ ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за по
рождение нового поведения (что случается очень редко),
НАЙДИТЕ ЧАСТЬ, КОТОРАЯ СОГЛАСИТСЯ ЭТО ДЕЛАТЬ.
ШАГ 6. Экологическая проверка. В качестве последнего шага предложите
КЛИЕНТУ СПРОСИТЬ СЕБЯ, не возражает ли какая - ни будь часть
против его переговоров и решения, которые имели место. При
возникновении утвердительного ответа следуйте процедуре шага 2. Если
возражения есть, ЦИКЛИЧЕСКИ ВЕРНИТЕСЬ к осуществлению процесса,
ОПРЕДЕЛИВ ВОЗРАЖЕНИЕ, отделив намерение от
самого возражения и так далее по всем шагам. Когда экологическая проверка
показывает отсутствие возражений, процесс завершен.
Если (как иногда бывает) часть, порождающая нежелательное поведение, ОТКАЗЫВАЕТСЯ КОММУНИЦИРОВАТЬСЯ В СОЗНАНИИ, вместо описанных шагов могут быть предложены следующие, обходящие эту трудность:
ШАГ 2. Даже отсутствие ответа - это ответ и его можно использовать.
Так что предполагайте, что контакт осуществлен и переходите
к следующему шагу.
ШАГ 3 и 4. Спросите часть, знает ли она, что она делает для клиента. Если она ответит
да , предложите ей отправиться к творческой части и получить от нее три новых
способа делать это
лучше. Попросите ее дать какой - то специфический сигнал, когда она сделает это.
Остальные шаги требуют только ответа да - нет, и сознательный ум не должен
знать специфического содержания нового
поведения. Поскольку изменения в шестишаговом переформировании приходят
без сознательного вмешательства, этот опыт часто дает клиенту основание для
большего уважения к своим бессознательным процессам.
В редких случаях часть может ответить отрицательно (она НЕ
ЗНАЕТ, что она делает для человека). Спросив ее, уверена ли
она в этом, Вы затем можете ПОПРОСИТЬ ЕЕ ПРЯМО ПРЕКРАТИТЬ
ПОРОЖДЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Вариант 2. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ
В этом случае предполагается, что ВСЯКОЕ поведение может быть полезным в КАКОМ - НИБУДЬ КОНТЕКСТЕ. В данной технике задача состоит в том, чтобы найти контекст, в котором поведение является подходящим и затем прикрепить поведение к этому контексту.
Технические шаги те же, что и в предыдущем случае, за исключением того, что ШАГ 3 становится УСТАНОВЛЕНИЕМ ПОДХОДЯЩЕГО КОНТЕКСТА, а ШАГ 4 необходим ТОЛЬКО если часть, порождающая поведение, НЕ ЗНАЕТ ПОДХОДЯЩЕГО КОНТЕКСТА. В таком случае может быть вызвана ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, чтобы создать ВОЗМОЖНЫЙ ПОДХОДЯЩИЙ КОНТЕКСТ. На ШАГе 5 часть принимает на себя ответственность за порождение поведения ТОЛЬКО в соответствующем КОНТЕКСТЕ.
Оба этих варианта переформирования могут комбинироваться.
5. МЕТА - МОДЕЛЬ
Мета - модель - это набор лингвистических средств для сбора информации, направленных на то, чтобы ВОССТАНОВИТЬ связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет
ЯЗЫК - ЭТО НЕ ОПЫТ, А ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА, как карта - представление территории. Иными словами, язык - это модель опыта, а мета-модель - модель языка (модель модели).
Человек в своем опыте всегда имеет не территорию, а карту. Мы создаем наши карты на основании взаимодействия между внутренним и внешним опытом. Поскольку мы, люди, представляем (или создаем) карты нашего опыта посредством языка, орудия, подобные мета - модели, представляют огромную ценность. По существу мета - модель служит интерфейсом (средством коммутации) между языком и опытом.
ТРИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРОЦЕССА МОДЕЛИРОВАНИЯ
Поскольку мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором мы живем, мы создаем модели или карты