издалека безразличным спокойным тоном: Или вообще не хотите входить? Таким образом, он голосом определял тот выбор, который был ему предпочтительнее.
ПРИМЕРЫ ШЕСТИШАГОВОГО ЭКСПРЕСС - ВНУШЕНИЯ .
I. Клиент чувствует себя не очень уверенно и хотел бы ВСПОМНИТЬ и ощутить те состояния, когда он был уверен.
1. Трюизм: Люди могут чувствовать себя уверенно .
2. Предположение: Прежде, чем успокоиться, сделайте глубокий вдох .
3. Вопрос на привлечение внимания: Интересно, вы уже чувствуете, что становитесь уверенным?
4. Использование противоположностей: Чем дольше вы пытаетесь сопротивляться своей памяти, тем увереннее вы становитесь .
5. Выбор без выбора : Вы хотите быть уверенным сейчас или попозже, стать уверенным сразу или постепенно, или совсем не хотите стать уверенным?
II. Клиент с болью в ноге.
1. - Люди могут избавиться от боли в ноге, она у вас ослабеет .
2. - Прежде, чем вы избавитесь от боли в ноге, она у вас ослабеет?
3. - Интересно, вы чувствуете, что избавляетесь от боли в ноге?
4. - Чем быстрее и глубже ваша нога расслабиться, тем быстрее исчезнет боль .
5. - Вы хотите, чтобы ваша нога перестала болеть сейчас или потом?
6. - Вы хотите, чтобы ваша нога перестала болеть сейчас, потом или вообще потом никогда не болела?
III. Клиент хочет вспомнить образ друга, которого давно не видел. Задача создать галлюцинацию, образ этого друга.
1. - Люди порой видят галлюцинации .
2. - Прежде, чем вы увидите образ друга, вы вспомните, как он выглядел .
3. - Интересно, вы уже видите образ друга?
4. - Чем больше вы расслабитесь, тем лучше вы увидите образ своего друга .
5. - Вы хотите увидеть эту галлюцинацию ясно или не очень?
6. - Вы хотите увидеть образ своего друга сейчас, потом или вообще не хотите его видеть?
Использовать транс можно, например, следующим образом.
Гипнотизер делает следующее внушение:
1. Ваше подсознание может вспомнить давно забытое впечатление, которое поможет вам создать образ вашего будущего состояния. Смотрите и ждите, что появится. Когда вы вспомните это впечатление, кивните головой или поднимите палец . . .
2. На уровне вашего подсознания вы начинаете связывать это впечатление как ресурс с вашим образом достижения . . .
3. Пауза. . . И когда вы закончите соединять это прошлое впечатление с образом будущего, вы можете испытать чувства уверенности в себе, удовлетворенности, а также безопасности оттого, что знаете, что ваше подсознание имеет все те необходимые ресурсы, которые вам нужны для достижения ваших целей .
7. ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ. Мне очень нравится следующий вариант М. Эриксон.
Терапевт делает внушение, что сегодня вечером или ночью, может быть, в сновидениях, а может - завтра или на следующей неделе, либо в какой - то иной период времени клиент вдруг увидит яркую вспышку света, которая полностью поглотит его внимание и он вспомнит снова это давнее впечатление и оно предстанет перед ним в особом свете. Затем терапевт переориентирует клиента на ситуацию здесь и сейчас .
ГЛАВА III. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТРАНСОВЫЕ ТЕХНИКИ
I. ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ ТЕХНИКА СПЯЩЕЙ РУКИ .
Разработана Д. Гриндером и Р. Бэндлером для взрослых и детей - комбинация НЛП и гипноза. В дальнейшем, думаю, не стоит упоминать о шаге 1 - вхождение терапевта в рабочее состояние и шаге 2 - присоединение к клиенту - потому что для нас это стало трюизмом.
Шаг 1. Обращаемся к клиенту: Вы знаете, что у вас есть спящая рука, которая видит сны? Когда клиент заинтересуется
Шаг 2. Какую телепередачу вы больше всего любите? Пока клиент оценивает визуальную информацию, вы смотрите, в какую сторону движутся его глаза.
Шаг 3. Терапевт поднимает руку клиента С ТОЙ ЖЕ САМОЙ стороны и говорит:
Я поднимаю Вашу руку и она опустится только тогда, когда Вы посмотрите весь фильм . Клиент смотрит свою любимую передачу.
Шаг 4. Один (или несколько) раз терапевт останавливает передачу , сказав А сейчас время для рекламы и производит любые внушения или иные сообщения.
II. ШЕСТИШАГОВАЯ ТЕХНИКА ПЕРЕФОРМИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИССОЦИАЦИИ И ВИЗУАЛЬНОГО СМЕШИВАНИЯ (РЕФРЕЙМИНГ - Ш)
Разработана и опробована мной. Полученные результаты показывают, что эффективность этой техники по крайней мере не ниже, чем при рефрейминге I (он описан в I - ой части пособия). Показания - те же.
А. Вовк обратил мое внимание на технику визуального смешивания .
Этот визуальный метод интеграций с использованием визуальных якорей Бэндлер и Гриндер применяли для работы