Эльманович В. И.

Нейролингвистическое программирование (часть2)

- быть гибким. Например, можно спросить: А кто это сейчас говорит: Я . А в каком месте тела он находится: в голове, шее, груди, животе или где-нибудь еще? Наконец клиент отвечает (например, в груди ).

Шаг 2. Просим клиента исследовать, что собой представляет Я (В, А, К, О), сначала - снаружи. Используем технику наложения: А какой формы Я ? А какова фактура поверхности? А какого цвета? Вкуса? Запаха? А какой звук ты слышишь?

Шаг 3. Здесь и далее можно выбирать один из двух вариантов: 1. Сказать клиенту: РАЗРЕШИ этому шару (яйцу, кубу, и т. д. ) увеличиться так, что ты окажешься внутри него . После чего клиенту предлагается экспериментировать с этим: расширять границы Я до максимума, проверить свои ощущения и привести размеры Я к наиболее оптимальным (наиболее приятным) - нечто вроде Раджи йоги. 2. Предложить клиенту уменьшиться до такого размера, чтобы можно было пройти через оболочку и войти внутрь . Инструкцию варьируем в зависимости от реакции клиента. Например, если он все равно не может попасть внутрь , можно сказать: Ну тогда просочись через оболочку , или Уменьшись до размера хоть нейтрино, а оно свободно прони , или Тогда уменьши свое внимание и отправь автоматический зонд внимания внутрь и т. д. .

Шаг 4. Сказать клиенту: А теперь исследуй, что внутри этого шара. Посмотри. . . , пощупай. . . , послушай. . . , понюхай. . . , попробуй на язык. . . Если заблокирована визуальная система (ничего не вижу ), то: А какого цвета это ничто ?

Если виден гомогенный цвет (черный, серый), предлагается следующая процедура: Пропусти эту черноту через себя,

через каждую клеточку тела, через глаза, уши, рот, легкие, сердце, желудок. . . и т. д. . И посмотри, что получилось . После этого гомогенный цвет либо исчезает (тогда переходим к следующей процедуре), либо меняется, либо превращается в какой - либо предмет. Изменившийся цвет клиент снова пропускает через себя в обратном направлении (иногда требуется это сделать несколько раз: Ты пропустил цвет не через все клетки организма. . . ). Образовавшийся предмет можно так же пропустить через тело . Далее продолжим исследовать шар с помощью В, А, К, О - сенсорных систем. Внимание терапевта направлено на поиски асимметрии шара -

линии (борозды, выступа), разделяющей личность на две части (обычно - правую и левую). Обнаружив асимметрию, просим исследовать разграничительную линию (пройти через нее, пропустить ее через себя). ИЛИ: Посмотри на эту линию: нет ли где - то на ней места, которое отличается от других чем - либо. Пойди туда и исследуй это место (В, А, К, О). После этого асимметрия исправляется или даже разделение исчезает. Тогда возвращаем клиента в здесь и сейчас . Если на этом шаге возникает кинестетическая реакция у клиента, применяем процедуру, описанную в следующей технике и возвращаем клиента из транса.

Эту технику можно использовать и как способ введения клиента в транс.

VII. ТЕХНИКА ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ или ПОХОД В ПРОШЛОЕ ЗА РЕСУРСАМИ .

Предложена без названия А. Вовком. Работа с временными линиями подробно описана.

Для введения в транс можно использовать любой прием, в том числе - предыдущую технику. Путешествие в глубину своего Я . Можно так же идти от симптома , который хочет устранить клиент. Тогда мы идем прямо от диагноза (или симптома). Например, клиент говорит: У меня шейный остеохондроз . Вопрос: А как ты ощущаешь его? Он отвечает, например: Боль в. . . . Дальше переходим на предыдущую технику - Исследуй это образование (боль) снаружи: В, А, К, О . Уменьшись. . . и проникни внутрь. . . Посмотри, пощупай и т. д. , где ты находишься? Что привлекает твое внимание (например, неприятно), с какой это стороны?. . . Иди туда. . . Если нет ясной картины, пропусти через себя. . . (В, А, К, О) .

Таким образом:

Шаг 1. Введение в транс.

Шаг 2. Проникновение внутрь своей личности (этот шаг требуется не всегда).

Шаг 3. Исследование информации, имеющейся в подсознании с использованием техники наложения. Здесь могут быть три варианта: 1) Появление ярких картин, звуков или (и) интенсивных переживаний (длительных или мгновенных), которые клиент идентифицирует с конкретными событиями своей личной истории - инсайт. 2) Столь кратковременное возникновение информации, что клиент не успевает ее осознать. В этом случае следует успокоить клиента: Все нормально: подсознательное лучше знает, что тебе следует, а что не следует понимать. . . и т. п. . 3) Появление кинестетической или иной информации, смысл которой клиент не осознает. При кинестетической реакции