тема. . . (например, страх). На нее имеется фильм с условным названием (как я впервые в жизни испугался, боялся в течение жизни, боюсь сейчас и буду бояться дальше. . . ). Тебе нужно просмотреть этот фильм диссоциированно, пропуская его кадр за кадром через позитивную картину. Не наше с тобой дело указывать подсознанию с какой скоростью прокручивать фильм и не твоему сознанию решать, следует ли тебе ясно осознавать и понимать, что изображено на каждом кадре и с какими событиями твоей жизни он связан. Может оказаться, что ты вообще не осознаешь, что изображено на большинстве кадров (кадр, например, будет черным). Или вообще ты не будешь смотреть фильм, а как бы смотреть как бы фильм . Все это не имеет значения - ты просто зритель. Но всякий раз, когда тебе покажется, что кадр, возможно, негативный, останавливай его и полностью стирай позитивным. Фильм останови, когда он дойдет до настоящего момента .
Когда клиент поймет инструкцию и будет готов к ее выполнению, предлагаем ему начинать.
Шаг 2. Стирание негативных кадров в прямом порядке. Клиент выполняет задание самостоятельно. Когда он сообщит, что все сделал , спрашиваем его, много ли было негативных кадров и полностью ли он их стер . Ответ клиента существенного значения не имеет.
Шаг 3. Стирание негативных кадров в обратном порядке. Инструктаж клиенту: А теперь просмотри фильм снова, но в обратном порядке: от настоящего момента до самого начала . Работу клиент выполняет самостоятельно. Обычно приходится несколько раз возвращать клиента к шагу 2 - до тех пор, пока он сообщит, что не осталось ни одного негативного кадра .
Шаг 4. Экологическая проверка. А теперь просмотри фильм сначала в прямом, потом - в обратном порядке, запустив его с большой скоростью. Может быть, ты не стер 1 - 2 (или больше) негативных кадров . Включи кинестетику.
Шаг 4 повторяется до тех пор, пока клиент не будет уверен, что сделал все как надо .
Шаг 5. Экологическая проверка. Теперь посмотри фильм дальше: что ты будешь чувствовать в аналогичных ситуациях, когда они возникнут в будущем . Можно проверить, что будет в течение года или до конца жизни или: Придумай в будущем самую тяжелую из всех возможных ситуаций, так, чтобы она абсолютно точно была негативной. Пусть твое подсознание включит ее в кадр, который появится КОГДА-нибудь в будущем . Если это будет негатив - стирай его до конца, проведи экологическую проверку .
Когда клиент при всем желании не сможет обнаружить негативный кадр в будущем, работа закончена.
ГЛАВА IV. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В НАВЕДЕНИИ ТРАНСА.
М. Спаркс на семинаре по эриксоновскому гипнозу дает участникам ряд ОБУЧАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ; некоторые из них приводятся ниже.
1. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ПОВЕДЕНИЮ.
Упражнение проводится в группе из трех человек.
1. Участник N 1 - субъект - просто сидит в кресле, он является моделью.
2. Участник N 2 сидит в кресле напротив и имитирует физиологию первого.
3. Участник N 3 - режиссер и действует подобно ему. Он помогает - участнику N 2 достигать совершенства в присоединении. Обращайте внимание на все части тела: ноги, руки, голова, губы и т. д. .
4. Когда режиссер удовлетворен тем, как участник N 2 присоединился к участнику N 1, он (режиссер) просит участника N2 закрыть глаза, после чего
Участник N 1 меняет позу.
5. Участник N 2 открывает глаза и снова присоединяется к участнику N 1.
6. Весь цикл повторяется 4 раза, после чего происходит смена ролей.
Каждый участник должен побывать во всех трех ролях.
2. ИГРА КАЛИБРОВКА .
Предложена не Спарком, а Френком Пьюселиком на проводимом им семинаре по семейной терапии в С - Петербурге в сентябре 1994г. Материалы семинара не изданы.
Задача упражнения - научить участников распознавать, останавливать (что проще в самом начале их возникновения) и вызывать наиболее часто возникающие эмоциональные состояния человека. . . Он предлагал терапевтам запоминать у клиента позы и слова, присущие каждому состоянию. Таких состояний Френк выделил шесть:
1) позитивно - активное;
2) позитивно - пассивное;
3) негативно - пассивное;
4) негативно - активное;
5) состояние активного быстрого хорошего научения (открытость к принятию нового опыта);
6) состояние, мгновенно останавливающее человека от проявления бурных негативных эмоций (кнопка безопасности , спасательный якорь ). Им может быть воспоминание о смешной ситуации или какой - либо сильной реакции. Вызвав (или обнаружив) это состояние у клиента, надо установить якорь - слово (споткнуться , упасть