Бодхи

Путь к самадхи

этом заключается его хитрость.

Достаточно часто я нахожусь в таком состоянии сознания, когда рождается сразу несколько интерпретаций явления. Причем они могут быть настолько противоречивы, что невозможно ни сделать выбор, ни принять решение. В этом случае я следую своей искренности и говорю: есть несколько интерпретаций этого явления. И перечисляю их. И ВСЁ! На этом я останавливаюсь, я не делаю никакого выбора и никаких выводов. Ведь обычно происходит так: ты можешь увидеть, что у тебя появилось несколько интерпретаций, но все равно ты остаешься в полной уверенности в том, что ОДНА ИЗ НИХ ВЕРНА, и, принимая какую-то из них, ты непрерывно доказываешь себе, что сущность этого явления такова, как ты это видишь в данный момент.

Хотя у многих несчастных я наблюдала и такое, когда не возникает этих страданий (борьбы интерпретаций). У них все известно, все понятно, все однозначно. И не возникает никаких сомнений. И - смерть неверным.

Предчувствую вопрос: если просто констатировать интерпретации, то как же сделать выбор? Я как практик могу быть твердо уверена только в одном - я должна продолжать свою практику и непрерывно прикладывать усилия для устранения препятствий на пути к просветленным переживаниям. До тех пор, пока я нахожусь в омраченном состоянии сознания, я не принимаю никаких решений кроме одного - использовать любое омрачение как объект для отработки усилия. Мой выбор определяется направлением моей практики. Я говорю себе: что бы я ни видела и ни чувствовала - это не главное. До тех пор, пока у меня есть омрачения, я буду с ними бороться. И это - единственное, что руководит моими действиями. Все взаимоотношения с миром, которые могут быть интерпретированы, отходят на второй план. Пока я несовершенна, меня интересует только одно - как устранить свои омрачения, а не как понять что-то в мире или в людях. Когда омрачения устраняются, когда приходит переживание, потребность в том, чтобы что-то интерпретировать/понимать отпадает.

Есть еще очень важный момент в процессе работы с интерпретациями: когда приходит осознание, что мы ничего не может сказать о явлении, а можем только интерпретировать его - рождается переживание свободы. Кажется, что произошло нечто удивительное - очень похожее переживание рождается, когда впервые осознаешь, что нет восприятия я и ты.

Когда рождается переживание, рассудок автоматически начинает интерпретировать и ЭТО - то, что находится за его пределами. С помощью интерпретаций рассудок начинает искать объекты, на которые могло бы быть направлено переживание и объяснение происходящего с помощью привычных ментальных конструкций типа Как же я теперь счастлив!

И очень важно заметить этот момент, потому что как только в действие вступает рассудок, переживание блокируется. Ни одна интерпретация, ни один объект не имеют никакого отношения к настоящему переживанию, рождающемуся из абсолютной тишины.

Прекратить интерпретации - это необходимо по отношению к переживаниям, но если речь идет о каких-то событиях и явлениях, то интерпретации все равно будут возникать. И здесь, повторяюсь, важен момент искренности - ты честно говоришь себе вот есть такая интерпретация, есть такая, и есть такая, но восприятия сущности этого явления/события нет. Это не значит, что необходимо игнорировать или устранять интерпретацию. Необходимо быть искренним.

Когда рождается переживание, необходимо отбросить все - все усилия и движения и прислушаться, как сквозь тишину начинает все отчетливее проступать НЕЧТО. Спутать ЭТО ни с чем нельзя. Когда оно приходит, не остается никаких сомнений в том, что это самое настоящее, что только может быть.

Переживание стихии, целостной, неразделенной и спонтанно проявляющей себя в любой форме. Волны океана, порывы ветра, игра дельфинов - как это происходит? Это тайна. И точно такая же тайна проявление потока через человеческую форму. И в этом нет места для я. Эта ментальная конструкция, называющаяся я, не может существовать там, где ум молчит. Там есть только переживание, неизменное и в то же время рождающееся ежемгновенно.

02. Леа: Описание одного приёма в практике осознания отсутствия ты

Иногда бывает несколько сложно прочувствовать то, что нет восприятия ты. Вот мне пришёл в голову такой приём, который мне немного помог в этом деле. Под ты мы привыкли понимать нечто конкретно существующее, связанное с определённым человеком, его сердцевину что ли, что-то, что управляет его движениями, мыслями и прочим. Мы привыкли к идее, что это ты у каждого человека должно быть особенное, непохожее,