(с устранения негативных эмоций) наполняет меня радостью.
06. Пси: Метод задавания вопросов в работе с концепциями.
Skvo: я представляла себе самое худшее, и спрашивала себя: что меняется во мне? что мне мешает переживать любовь, несмотря на все вышеперечисленные преграды? да, он не любит меня. я никогда не получу от него ни одного проявления любви, но почему от этого должна измениться моя жизнь? почему я не могу позволить себе находиться в переживании любви?
Замечательная совокупность техник: представлять себе самое худшее и задавать себе вопросы. Их можно использовать также и по отдельности, и не только для исследования природы любви. Я использую технику постановки вопросов и поиска честных ответов, например, для борьбы с концепциями. Главное правило - отвечать себе только то, что ты знаешь наверняка, в чём у тебя не возникает сомнений, и не придумывать того, чего не знаешь. Моё любимое оружие - вопрос почему?, эдакая игра в почемучки (видимо, в детстве получила кучу механических ответов). Я беру какую-нибудь концепцию и начинаю бомбить её вопросом почему до тех пор, пока не нахожу для себя чёткого и понятного ответа, не важно за или против, это может быть также и ответ не знаю. Главное - честный.
Например: Смерть страшна
Первая ветка:
- Почему?
- Потому что все люди её боятся.
- Почему они её боятся?
- Потому что они считают, что со смертью закончится их существование.
- Почему они так считают?
- Потому что умерший человек выпадает (исчезает) из их жизни, для них он не существует.
- Почему он не существует для них?
- Потому что у них нет ДОКАЗАТЕЛЬСТВ его существования, у них нет с ним контакта, нет осязаемого восприятия этого контакта.
Но если я живу на необитаемом острове и у меня нет контакта со всем остальным миром и нет доказательств его существования, значит ли это, что мира на существует?
Вывод: если мы понимаем под смертью прекращение для нас контакта с привычным миром, то что в этом страшного? Это не более, чем страх перед неизвестным. Всплывает концепция: неизвестное - страшно. И с ней далее проделывается работа по той же схеме:
Неизвестное - страшно
- Почему страшно неизвестное?
- Потому что неизвестно, что это будет - плохое или хорошее. Хорошего, конечно, бояться не стоит, так что получается - мы боимся, что за неизвестным кроется плохое.
- Почему плохого нужно бояться?
- Не знаю. Просто все так делают, и я заодно. Если я не понимаю, почему я должна делать что-то, то я просто не буду это делать.
Вывод: Все много чего делают, это не значит, что я должна это слепо копировать, если не чувствую для того достаточных оснований. А бояться плохого бессмысленно - это не поможет мне избежать его, но зато очень хорошо может отравить жизнь страхом и беспокойством.
Вторая ветка: Смерть - страшна
- Почему?
- Потому что все люди её боятся.
- Почему они боятся смерти?
- Потому что они считают, что со смертью закончится их существование, которым они так дорожат.
- А почему это страшно - не существовать?
- Не знаю, здесь я не нахожу ответа. У меня нет опыта не существования, и я никогда не слышала ни о ком таком, который бы сначала не существовал, а потом сказал, что это страшно.
Вывод: концепция не имеет под собой оснований, которые могли бы показаться мне достаточными для дальнейшего следования ей.
В процессе работы с концепциями я поняла, что для их рассеивания мне не всегда необходимо формирование антиконцепции. Если путём постановки вопросов к концепции я прихожу к логическому тупику, то есть не могу обнаружить чётких аргументов в её пользу, то последнее, что остаётся, это спросить в этом случае: Почему же тогда я принимаю данное утверждение за истинное и следую ему? В итоге - концепция развенчана. Таким образом, в том случае, когда я создаю антиконцепцию, я как бы исповедую новую концепцию, следование которой включает в себя неследование исходной. А в случае постановки вопросов исходная концепция проявляет свою абсурдность и убивает себя сама.
Или вот ещё: Маму нельзя обижать
- Почему?
- Потому что ей будет больно и плохо.
- Почему ей будет больно и плохо?
- Потому что она считает, что если я веду себя с ней не так, как должна вести себя дочь с матерью, то у неё есть причина обидеться. А если такие причины у неё есть, то я ничего не могу с этим поделать, ведь это ЕЁ причины, следовательно от меня не зависит её выбор - обижаться или не обижаться.
Вывод: я не могу обидеть маму своим поведением, если она сама не захочет обидеться; её обида от меня не зависит.
И так далее... Вопросы могут быть