на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом. (Давид Хитреус. Саксонская хроника, 16 век).
Сопоставляя Черного и Белого богов Петр Альбин в Миснейской Хронике (1590 г.) свидетельствует еще об ином имени бога света: XI. Чернобог был черный бог; подобно как Ютробог - бог зари. Несомненно, почитался и подобный бог, который, вероятно, означал утреннюю зарю.
Таким образом, Чернобогу противопоставлен в качестве Белобога Свентовит - бог богов западных славян. Это весьма существенный момент для построения нашей реконструкции в части Велеса.
Велес
В мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает чёрт, дьявол - это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. У тех же балтов Velu mate - мать мира мертвых, а veles - души умерших [84].
Одна этимология мало что дает при определении функций мифологических персонажей, хотя семантика с этимологией дают не мало интересных результатов. Корневое сочетание ВАЛ, ВЕЛ присутствует в таких важных мифологических понятиях ВАЛЬфэдр, ВАЛЬкирия, ВАЛЬгрид, ИдаВЕЛЛЬ-поле, ВЕЛЬва, ВАЛЬгалла, ВАЛаам, А-ВАЛЛон, индийский демон ВЕЛу - все слова связаны с представлениями о Том Свете.
Имя властителя навьего мира у славян варьируется в списках летописи и поучениях против язычества - Велес, Волос, Власе, Власий, Влас - скотий бог, скотий, т.е. дикий, лютый, звериный. Это подтверждается тем, что Велес, как мы отмечали выше, уподоблен Пану - богу Дикой природы (Мater Verborum [85] - Veles: Велесъ - Pan, ymago hircina). Соотнесение Сатаны с козлом в средние века не нуждается в доказательствах.
Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками:
В лето 6415 (911): Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир.
В лето 6479 (971). ...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога.
Вероятно, Велес, как и Гермес, и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен - бог скотов (О идолах Владимировых), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни.
Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести (Густинская летопись [86]).
Упоминание Велеса в договоре, рядом с Перуном - покровителем князя и дружины, не случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с воинственным Марсом. И не случайна здесь сакральная пара - мудрый, старый, не совсем положительный в христианском смысле этого слова скотий бог и сильный, молодой воин-властитель.
Описывая войну двух германских племен, Тацит сообщает, что обе стороны заранее посвятили, если они победят, Марсу и Меркурию войско противника, а по этому обету подлежат истреблению у побежденных кони, люди и все живое [87]. Как уже было сказано, под именем Гермеса-Меркурия греки и римляне подразумевали германского бога Вотана - Отца ратей и Вальфэдра - Отца павших.
Конечно же, несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий и Гермес - бог наук и мудрости, а кроме того и красноречия. В Слове о Полку Игореве находим Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче....
Оригинальную гипотезу высказал В.Н. Топоров, указывая на эту поэтическую функцию Велеса и этимологические данные: *veleti как обозначение особого типа речевой деятельности при др.-ирл. File поэт *uel-, особенно при учете мотива прижизненного нисхождения поэта (филида) в царство смерти [88]. К этому добавим, что мыслею Боян растекается, возможно, по Мировому древу, корни которого традиционно ведут в Нижний мир.
В апокрифе Хождение Богородицы по мукам Велес прямо назван бесом, но еще он назван и злым богом, почти как Чернобог у Гельмолда в Славянской Хронике (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем внимание на множественное число): язычники это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых