несмотря на открытые глаза, не
видеть стоящего перед вами. Или несмотря на явный шум, через открытые уши не
слышать его. Этим физическим испытанием можно много продвинуться в психическом
зрении и слухе..." Иерархия, п.68. 4. Отношение к медитации на образ Учителя.
"Когда сознание ваше подскажет вам необходимость иметь постоянное Изображение
Владыки, сядьте тогда в покойном месте и устремите взор на избранное Изображение
но помните, что следует решиться бесповоротно, ибо постоянное изображение в
случае предательства будет постоянным укором. После пристального смотрения на
Изображение закройте глаза и перенесите Его в третий глаз. Так, упражняясь,
получите живое Изображение и будете ощущать особенно трепетное нагнетание
сердца. Скоро Изображение Владыки будет неразрывно с вами. Можете испытать себя
против солнца и также будете видеть Владыку перед собой, иногда без красок, но
потом жизненно и даже в движении. Молитва ваша потеряет слова, и лишь трепет
сердца наполнит ваше понимание..." Иерархия, п.89 5. Отношение к концентрации и
медитации на предмете. "Если ясность Лика Учителя ставит нас в ближайшее с Ним
сотрудничество, то и каждое яркое изображение предмета в нашем третьем глазу
делает его близким и доступным. Одно из условий древней магии было научить
яркости предметов, вызываемых нашим внутренним представлением. Если предмет
вызван с полнотою всех линий и красок, то его можно применить для ближайшего
воздействия. Можно как бы владеть им. Независимо от расстояния можно управлять
им и приближать его возможности От самых обыденных предметов до самых далеких
планет можно употреблять это воздействие. В нем нет ничего сверхъестественного,
но как бы отождествляется двойник и протягивается живая соединительная нить.
Можно постепенно развивать в себе эти способности на обычных предметах, замечая
при этом, что когда создается ясное изображение, то получается особенная
трепетная вибрация, подобная воздействию магнита..." Иерархия, п.91. 6.
Отношение к динамической жизненной медитации. "Еще одно полезное упражнение
Попробуйте писать двумя руками и одновременно разное. Или попробуйте
одновременно диктовать два письма и вести два разговора. Попробуйте одновременно
управлять мотором и вести беседу о сложных решениях Пробуйте не начинать ссоры,
когда неустойчивое настроение вашего собеседника требует вашего раздражения.
Пробуйте многие примеры раздвоения вашего сознания. Пробуйте, чтобы ваша энергия
могла свободно "проливаться в нескольких направлениях..." Иерархия, п.69. Цитаты
на данную тему можно множить до бесконечности, но и приведенное показывает, что
Рерихи и сама Агни Йога понимали медитацию весьма широко, в ее многих
разновидностях, и что отношение учения к приведенным видам медитативной практики
самое положительное. Можно найти в учении и другие свидетельства положительного
отношения к медитации, например, высокую оценку духовно-мистических систем,
основу которых составляет медитативная практика. Агни Йога советует обратить
внимание на дзенские монастыри, сохранившие остатки высокой дисциплины,
существеннейшей составляющей которой является, как известно, медитативная
практика: и статическая, и динамическая. Учение рекомендует всем
заинтересованным в экспериментальном создании уплотненного астрального тела
изучать опыт древнекитайской медицины, близко подошедшей к этому достижению.
Медицина эта была по преимуществу даосской. Между тем, любой человек,
внимательно штудировавший даосские тексты, мог видеть, что даосизм предлагал
своим последователям "выплавлять" в самих себе "золотую пилюлю бессмертия",
тождественную уплотненному астралу. с помощью системы медитативных методов. Агни
Йога, по сути, поощряет и оккультную, и герметическую духовно-медитативную
практику, рекомендуя тренировать свою волю с помощью характерной для этой
традиции концентрации на предмет. Н.К.Рерих в своих статьях ("Держава света" и
др.) приводит целую гирлянду цитат, описывающих христианскую, относящуюся к
исихазму медитацию, - тишина сердца, безмолвие, замедление дыхания, отключение
мыслей. Е.И.Рерих в письмах давала высокую оценку медитативным методам
тибетского буддизма, относя их к области "высшего психизма". Она писала, что
если в тибетской традиции "ученик, обладающий сильной волей и чистотой сердца,
то его достижения бывают значительны". Особенное внимание обращается на развитие
сосредоточенного мышления, на полную концентрацию