Моуди Реймонд

Жизнь после жизни

оглядеться вокруг. Я уже не раз обращался к своим оппонентам с

этим призывом. И среди тех, кто принимал его, было много людей, которые

будучи вначале скептиками, со временем начинали вместе со мной всерьез

задумываться над подобными событиями.

С другой стороны, я не сомневаюсь, что среди моих читателей будет

много таких, которые, прочтя эту книгу получат большое облегчение, так

как обнаружат, что они не одиноки в том, что им пришлось пережить. Для

таких людей - особенно для тех, которые, как это и бывает в большинстве

случаев, не рассказывали о пережитом никому, за исключением нескольких

доверенных лиц, -я могу сказать одно: я надеюсь, что моя книга придаст

вам смелости рассказать об этом несколько свободнее, т. к. это прольет

больше света на наиболее загадочную сторону жизни человеческой души.

ФЕНОМЕН СМЕРТИ.

На что похожа смерть ? Этот вопрос человечество задает себе с

момента своего возникновения. За последнии несколько лет я имел

возможность ставить этот вопрос перед значительным числом слушателей.

Среди них были студенты психологических, философских и социологических

факультетов, верующие, телезрители, члены гражданских клубов и

профессиональные медики. В итоге, с некоторой долей осторожности, я могу

сказать, что эта тема вызывает пожалуй наиболее серьезное отношение у

всех людей независимо от их эмоционального типа или принадлежности к той

или иной социальным группам.

Однако, несмотря на этот интерес, несомненно и то, что для

большинства из нас очень трудно говорить о смерти. Это объясняется по

крайней мере двумя причинами. Одна из них в основном психологического

или культурного характера. Сама тема о смерти - табу. Мы чувствуем, по

крайней мере подсознательно, что сталкиваясь со смертью в какой-либо

форме, даже косвенно, мы неизбежно встаем перед перспективой нашей

собственной смерти, картина нашей смерти как бы приближается к нам и

делается более реальной и мыслимой. Например, многие студенты-медики, в

том числе и я сам, помнят, что даже такая встреча со смертью, которую

- 4 -

переживает каждый, кто в первый раз пересекает порог анатомической

лаборатории медицинского факультета, вызывает весьма тревожное ощущение.

Причина моих собственных неприяных переживаний мне теперь представляется

совершенно очевидной. Как мне теперь вспоминается, мои переживания почти

не относились к тем людям, останки которых я там видел, хотя, конечно, в

какой-то мере я думал и о них тоже. Но то, что я видел на столе, было

для меня главным образом символом моей собственной смерти. Так или

иначе, возможно полусознательно, я должно быть подумал: Это случится со

мной.

Таким образом и разговор о смерти с психологической точки зрения

может рассматриваться как косвенное приближение к смерти, только на

другом уровне. Несомненно, что многие люди воспринимают любые разговоры

о смерти как нечто такое, что в их сознании вызывает настолько реальный

образ смерти, что они начинают ощущать близость собственной кончины.

Чтобы уберечь себя от такой психологической травмы, они решают просто

избегать таких разговоров, насколько это возможно.

Другая причина, из-за которой трудно разговаривать о смерти,

несколько сложнее, поскольку коренится в самой природе нашего языка. В

основном, слова, составляющие человеческий язык, относятся к вещям,

знание о которых мы получаем благодаря нашим физическим ощущениям, в то

время как смерть есть нечто такое, что лежит за пределами нашего

сознательного опыта, потому что большинство из нас никогда не переживали

ее.

Таким образом, если мы говорим о смерти вообще мы должны избегать

как социального табу, так и языковой дилеммы, которая имеет основание в

нашем подсознательном опыте. В конце концов мы приходим к

эвфемистическим аналогиям. Мы сравниваем смерть или умирание с вещами, с

которыми мы знакомы из нашего повседневного опыта и которые

представляются нам весьма приемлемыми.

Вероятно, одна из аналогий такого типа - сравнение смерти со сном.

Умирание, говорим мы себе, подобно засыпанию. Такого рода выражения

имеют место и в нашем повседневном языке и мышлении, а также и в

литературе многих веков и культур. Очевидно, такие выражения были обычны

и в Древней Греции. Например, в Иллиаде Гомер