не ищет смерти, не желает ее. Все они чувствуют,
что у них есть определенные задачи в этой физической жизни и все они,
вероятно, согласились бы со словами одного человека, который говорил
мне: Я должен еще довольно много сделать в этой жизни, прежде чем уйти
из нее. Например, все они безусловно отвергают самоубийство, как
средство возвращения в ту реальность, в которой они побывали во время
своего опыта. Просто теперь состояние смерти не представляется чем-то
страшным, угрожающим. Давайте посмотрим несколько отрывков, в которых
объясняется такое отношение к смерти:
1. Я полагаю, что этот опыт что-то определил в моей жизни. Я был
ребенком, мне было всего десять лет, когда это произошло, но и сейчас,
то есть на протяжении всей моей жизни, я сохранил абсолютное убеждение в
том, что есть жизнь и после смерти. У меня нет и тени сомнения в этом. Я
не боюсь умереть. Некоторые люди, которых я знаю, так боятся этого, так
запуганы. Я всегда улыбаюсь про себя, когда слышу людей сомневающихся в
посмертном существовании или говорю им: Когда умрете - увидите. Про
себя думаю: Они действительно не знают этого. В моей жизни мне
пришлось пережить много всевозможных приключений. Однажды я был под
угрозой револьвера, приставленного к моему виску. Но это не очень
испугало меня, потому что я думал: Ну что ж, если я действительно умру,
если они убьют меня, я знаю, что я все равно буду жить где-то в другом
месте.
2. Когда я был маленьким мальчиком, я бывало боялся смерти. Я
просыпался по ночам, плакал и устраивал истерики. Мои мать и отец
вбегали в мою комнату, чтобы узнать, что произошло. Я говорил им, что не
хочу умирать, но я знаю, что это случиться со мной и просил их, чтобы
они, если это возможно, спасли меня.. Моя мать успокаивала меня, говоря:
Нет, просто это путь по которому мы все пойдем, все с этим встретимся.
Она говорила, что все мы должны идти туда в одиночку, и когда придет
- 39 -
время все мы должны сделать это хорошо. Спустя много лет после того, как
моя мать умерла, я говорил о смерти с моей женой. Я по-прежнему боялся
этого, я не хотел, чтобы она приходила.
Но после зтого опыта я не боюсь смерти. Это ощущение исчезло. Я
больше не чувствую себя ужасно на похоронах. Я даже в каком-то смысле
рад за умерших, потому что знаю, где находятся те, которые умерли.
Я верю в то, что Господь послал мне этот опыт, чтобы я таким
образом узнал о смерти. Конечно, мои родители успокаивали меня, но
Господь показал мне это, чего они конечно сделать не могли. Теперь я не
обсуждаю эту проблему, но я знаю об этом и совершенно спокоен.
3. Теперь я не боюсь умереть. Это не значит, что смерть для меня
желанна или что я хочу умереть прямо сейчас. Я не хочу этого, потому что
я полагаю, что должен жить здесь. Но я не боюсь смерти, потому что я
знаю куда пойти после того как оставлю этот мир, так как я уже был там
раньше.
4. Последнее, что скказал мне свет перед тем, как я вернулся в
свое тело обратно к жизни, - было, если выразить это кратко, - я
вернусь к тебе. Он говорил мне, что сейчас я буду возвращен обратно к
жизни и буду жить, но будет время, когда мы с ним снова встретимся, и
что тогда я действительно умру. Так что я знаю, что снова встречусь с
этим светом и с этим голосом, но я не могу сказать, когда это
произойдет. Я думаю, что это будет очень похоже на то, что я пережил, но
все будет лучше, так как я теперь знаю, что меня ожидает и я не буду так
смущен как тогда. И все же я не думаю, что мне захочется вернуться туда
в ближайшее время. Я хочу еще многое сделать в этом мире.
Как видно из приведенных примеров, основная причина из-за которой
смерть перестает быть чем-то устрашающим, заключается в том, что
человек, переживший подобный опыт, уже не сомневается в том, что жизнь
не прекращается со смертью тела. Причем, для такого человека это уже не
абстрактная возможность, а факт из его собственного опыта.
Давайте рассмотрим концепцию аннигиляции, которую мы обсуждали в
самом начале книги. Согласно этой концепции смерть представляется в виде
засыпания либо забывания. Люди пережившие смерть решительно
отвергают такое сравнение. Они предлагают аналогии, согласно которым
смерть есть переход из одного состояния в другое, или выход сознания на
более высокий уровень бытия. Одна