плато на записывающем
устройстве при снятии электроэнцефалограммы. Несомненно, что во всех
случаях реанимации, с которыми я имел дело, имело место критическое
положение больного. Разумеется, не было времени для снятия
электроэнцефалограммы, так как врачи все усилия направляли на то, чтобы
вернуть пациента к жизни, так что некоторые могут утверждать, что
смерть этих лиц остается недоказанной. Допустим на минуту, что для тех
лиц, которые считались умершими и были реанимированными, было бы
получено плато при снятии ЭЭГ. Было ли это необходимым добавлением для
наших данных Я думаю, что нет. Причин этому три. Во-первых, реанимация
всегда происходит в критической обстановке и не должна занимать более 30
минут. Доставка и установка оборудования для ЭЭГ довольно сложна,
необходимо некоторое время для достижения оптимального режима прибора. В
обстановке кризиса и спешки увеличивается возможность ошибочных
показаний. Таким образом, даже если представить скептику ЭЭГ с плато, то
все равно остается место для возражений, что ЭЭГ была снята недостаточно
аккуратно. Во-вторых, если даже установку ЭЭГ удастся применить для
подобных случаев вполне качественно, все равно нельзя безошибочно
установить, -возможна реанимация или нет. Плато ЭЭГ получали и для лиц,
которых в последствии удалось реанимировать. Повышенные дозы наркотиков,
которые являются депрессантами нервной системы, также как и гипотермия
(понижение температуры тела) приводят к появлению плато на ЭЭГ.
В-третьих, если бы даже мне удалось исследовать случаи, для которых
имелись качественные данные ЭЭГ, все равно остается место для
возражений. Можно, например, сказать, что все это не показывает, что
предсмертный опыт был пережит пациентом именно во время появления плато
на ЭЭГ, а не до или после него. Так что я прихожу к выводу, что данные
ЭЭГ не имеют существенного значения на настоящем этапе.
3.Смерть как необратимая утрата жизненных функций. Некоторые
предлагают еще более строгое определение , согласно которому никто не
может быть признан мертвым, независимо от того, есть или нет клинические
признаки жизни, или же появилось или нет плато на ЭЭГ, поскольку
последовала реанимация. Иными словами, смерть- это такое состояние,
- 57 -
когда вернуть человека к жизни уже невозможно. Очевидно, что по этому
определению ни в одном из описанных мной случаев нельзя признать, что у
моих пациентов имело место смерть, поскольку все они были возвращены к
жизни.
Итак, мы видим, что ответ на данный вопрос требует уточнения, - что
именно мы понимаем под словом смерть. Но необходимо сказать, что
несмотря на то, что данный спор носит в основном семантический характер,
все три определения имеют существенное значение. По существу, я до
некоторой степени согласен с третьим, самым жестким определением. Даже в
тех случаях, когда сердце перестало биться на какое-то время, ткани
тела, в особенности мозга, еще продолжают жить (потребляют кислород и
питающие вещества) довольно долгое время. Не обязательно, как могут
подумать некоторые, у некоторых из таких случаев будут нарушаться
биологические законы. Для того, чтобы реанимация стала возможной,
некоторая степень остаточной биологической активности должна сохраняться
в клетках тела, даже если ее и не удасться определить клиническими
методами. Однако, в настоящее время, по-видимому, нельзя точно
определить с какого момента возврат назад невозможен. Этот момент может
быть различен для разных лиц и, кроме того, зависит от множества
факторов. Несомненно, однако, что несколько десятилетий назад
большинство людей, с которыми я беседовал, не могли бы быть возвращены к
жизни. Также несомненно, что в будущем техника реанимации позволит
возвращать многих из тех, кого мы не в состоянии спасти сегодня.
Итак, давайте допустим, что смерть есть отделение сознания от тела,
и что с этого моиента действительно переносится сознание в другое
измерение бытия. Из этого следует, что существует некоторый механизм,
посредством которого душа или сознание высвобождается при смерти. У нас
нет оснований думать, что этот механизм работает в точном соответствии с
теми явлениями, которые мы видим вокруг себя, как нечто произвольное,
скажем, только после некоторой точки,