Моуди Реймонд

Жизнь после жизни

Несмотря на свое нежелание, он, тем не менее

каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и возвращается

к жизни. Позднее он пытается рассказать обо всем этом другим, но ему

трудно это сделать. Прежде всего ему трудно найти в человеческом языке

адекватные слова для описания этих неземных событий. Кроме того, он

сталкивается с насмешками и перестает рассказывать другим людям. Тем не

менее, пережитые события оказывают глубокое влияние на его жизнь и

особенно на его представление о смерти и ее соотношении с жизнью.

Важно заметить, что приведенное выше описание не является

изложением опыта какого-либо определенного человека. Это скорее

модель, объединение общих элементов, встречающихся во многих

рассказах. Я привожу ее здесь только для того, чтобы дать

предварительное общее представление о том, что может переживать

умирающий человек. Поскольку это модель, а не конкретное описание, я

постараюсь в данной главе обсудить подробно каждый из элементов на

основании многочисленных примеров.

Прежде чем это сделать, необходимо, однако, остановиться на

некоторых моментах, чтобы ввести представленный обобщенный материал о

предсмертном опыте в соответствующие рамки.

1. Несмотря на поразительное сходство между отдельными рассказами,

никакие два из них не были совершенно идентичными (хотя некоторые весьма

приближались к этому).

2. Я не встретил ни одного человека, в рассказе которого

присутствовали все до одного элементы обобщенного опыта. Очень многие

сообщаали о большинстве из них, примерно о восьми или более, а некоторые

упоминают до двенадцати.

3. Не было ни одного элемента обобщенного опыта, который встретился

бы в рассказах абсолютно всех людей. Тем не менее некоторые из этих

элементов были почти универсальными.

4. В моей обобщенной модели нет ни одного элемента, который

встретился бы всего лишь в одном рассказе. Каждый был обнаружен во

многих независимых сообщениях.

5. Порядок, в котором умирающий человек проходит различные этапы,

кратко перечисленные выше, может отличаться от того, который перечислен

в моей теоретической модели. Например, многие люди рассказывают, что

они видели светящееся существо до того или одновременно с тем, как они

покинули свое физическое тело, а не так, как это дано в модели, т. е.

некоторое время спустя. Однако порядок, в котором этапы приведены в

модели, является очень типичным и сильные отклонения от него редки.

6. Насколько далеко заходит умирающий в прохождении этапов

гипотетической полной последовательности событий зависит от того,

действительно ли он был в состоянии клинической смерти. Похоже на то,

что люди, которые были мертвыми пережили более яркий и полный опыт чем

те, которые только приблизились к смерти, а те, которые были мертвы в

течение более длительного периода зашли дальше тех, которые были

мертвы в течение короткого промежутка времени.

7. Несколько человек, с которыми я беседовал, были признаны

умершими, реанимированы и в своем последующем рассказе не упоминали ни

об одном из этих общих элементов. Фактически, они говорили, что они не

- 9 -

могут вообще ничего вспомнить о своей смерти. Весьма интересны случаи,

когда мне приходилось беседовать с людьми, которые были признаны

умершими неоднократно с разрывом в несколько лет. Они рассказывали, что

не испытывали ничего в одном случае, но имели достаточно полный опыт в

другом.

8. Необходимо подчеркнуть, что я пишу в основном о сообщениях,

отчетах и рассказах, которые люди сообщили мне во время бесед. Таким

образом, когда я говорю, что данный элемент обобщенного полного опыта

отсутствует в данном сообщении, это не значит, что я обязательно

подразумеваю, что он не имел места в опыте этого человека. Я всего лишь

имею ввиду, что этот человек не говорил мне об этом элементе или, что из

его рассказа нельзя сделать определенного заключения, что он его

пережил. С учетом всех этих оговорок давайте рассмотрим некоторые

основные этапы и события, имеющие место во время умирания.

НЕВЫРАЗИМОСТЬ

Основа взаимопонимания при пользовании языком зиждется на

существовании широкой сферы обшечеловеческого опыта, к которому

причастно большинство