Несмотря на свое нежелание, он, тем не менее
каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и возвращается
к жизни. Позднее он пытается рассказать обо всем этом другим, но ему
трудно это сделать. Прежде всего ему трудно найти в человеческом языке
адекватные слова для описания этих неземных событий. Кроме того, он
сталкивается с насмешками и перестает рассказывать другим людям. Тем не
менее, пережитые события оказывают глубокое влияние на его жизнь и
особенно на его представление о смерти и ее соотношении с жизнью.
Важно заметить, что приведенное выше описание не является
изложением опыта какого-либо определенного человека. Это скорее
модель, объединение общих элементов, встречающихся во многих
рассказах. Я привожу ее здесь только для того, чтобы дать
предварительное общее представление о том, что может переживать
умирающий человек. Поскольку это модель, а не конкретное описание, я
постараюсь в данной главе обсудить подробно каждый из элементов на
основании многочисленных примеров.
Прежде чем это сделать, необходимо, однако, остановиться на
некоторых моментах, чтобы ввести представленный обобщенный материал о
предсмертном опыте в соответствующие рамки.
1. Несмотря на поразительное сходство между отдельными рассказами,
никакие два из них не были совершенно идентичными (хотя некоторые весьма
приближались к этому).
2. Я не встретил ни одного человека, в рассказе которого
присутствовали все до одного элементы обобщенного опыта. Очень многие
сообщаали о большинстве из них, примерно о восьми или более, а некоторые
упоминают до двенадцати.
3. Не было ни одного элемента обобщенного опыта, который встретился
бы в рассказах абсолютно всех людей. Тем не менее некоторые из этих
элементов были почти универсальными.
4. В моей обобщенной модели нет ни одного элемента, который
встретился бы всего лишь в одном рассказе. Каждый был обнаружен во
многих независимых сообщениях.
5. Порядок, в котором умирающий человек проходит различные этапы,
кратко перечисленные выше, может отличаться от того, который перечислен
в моей теоретической модели. Например, многие люди рассказывают, что
они видели светящееся существо до того или одновременно с тем, как они
покинули свое физическое тело, а не так, как это дано в модели, т. е.
некоторое время спустя. Однако порядок, в котором этапы приведены в
модели, является очень типичным и сильные отклонения от него редки.
6. Насколько далеко заходит умирающий в прохождении этапов
гипотетической полной последовательности событий зависит от того,
действительно ли он был в состоянии клинической смерти. Похоже на то,
что люди, которые были мертвыми пережили более яркий и полный опыт чем
те, которые только приблизились к смерти, а те, которые были мертвы в
течение более длительного периода зашли дальше тех, которые были
мертвы в течение короткого промежутка времени.
7. Несколько человек, с которыми я беседовал, были признаны
умершими, реанимированы и в своем последующем рассказе не упоминали ни
об одном из этих общих элементов. Фактически, они говорили, что они не
- 9 -
могут вообще ничего вспомнить о своей смерти. Весьма интересны случаи,
когда мне приходилось беседовать с людьми, которые были признаны
умершими неоднократно с разрывом в несколько лет. Они рассказывали, что
не испытывали ничего в одном случае, но имели достаточно полный опыт в
другом.
8. Необходимо подчеркнуть, что я пишу в основном о сообщениях,
отчетах и рассказах, которые люди сообщили мне во время бесед. Таким
образом, когда я говорю, что данный элемент обобщенного полного опыта
отсутствует в данном сообщении, это не значит, что я обязательно
подразумеваю, что он не имел места в опыте этого человека. Я всего лишь
имею ввиду, что этот человек не говорил мне об этом элементе или, что из
его рассказа нельзя сделать определенного заключения, что он его
пережил. С учетом всех этих оговорок давайте рассмотрим некоторые
основные этапы и события, имеющие место во время умирания.
НЕВЫРАЗИМОСТЬ
Основа взаимопонимания при пользовании языком зиждется на
существовании широкой сферы обшечеловеческого опыта, к которому
причастно большинство