занятия ведьм ересью; относительно же второго момента, выполне-ния колдовства и исцелений от него, коснемся сразу шести вопросов: во-первых, о том, что делают ведьмы с собой и своим телом; во-вторых, что они совершают против других людей; в-третьих, против животных и в-четвертых, о порче полевых злаков; в-пятых, о колдовстве только мужчин, т.е. о колдовстве, которым занимаются только мужчины, о не женщины; в-шестых, следует вопрос о снятии колдовства и о том, как излечить околдованных. Но первый вопрос делит ся на восемнадцать глав, так как ведьмы в своей дея-тельности прибегают к весьма различным и многообразным средствам.
Глава 9.
Каким образом ведьмы придают людям облики зверей? Хотя в первой части мы достаточно разобрали этот вопрос, но, так как иному читателю высказанные там аргументы могут показаться несколько неясными, тем более, что мы не приводили фактов и событий, подтверждающих наши утверждения, и не сообщили, как ведьмы сами себя превращают в зверей, мы в данной главе осветим ряд относящихся сюда вопросов. Во-первых, неверно толкование многих ученых (о, если бы это были действительные ученые!) канона Episcopi (XXVI, 5) относительно указанного превращения. Это неправильные толкователи доводят дело до того, что некоторые не стесняются утверждать в своих публичных докладах, что подобные превращения ни в коем случае не могут иметь места, будь то с помощью демона или без оного. Это очень вредит правильности веры. Это способствует также укреплению положения ведьм, которые очень радуются, слыша эти речи. Эти проповедники делают ошибки, потому что касаются только слов указанного канона, а не его содержания. В каноне сказано: Кто верит в возможность создания какого-либо существа или... придания ему другого облика... тот без сомнения - неверующий. Пусть благочестивый читатель обратит внимание на слова: создание существа и придание ему другого облика. Создание какого-либо существа можно понимать двоякое: или создание существа из ничего, что доступно только богу, или естественное порождение. В этом последнем случае нужно различать в свою очередь двоякое: порождение совершенных существ, как, например, человека, осла и т. п., или порождение несовершенных существ, как, например, змеи, лягушки, мыши и т. п. Эти существа называются несовершенными, потому что они могут происходить из гнили. Канон всегда говорит о первых, о совершенных существах, а не о вторых. Ведь Альберт Великий в книге О животных отвечает утвердительно на вопрос о том, могут ли демоны производить настоящих животных, но прибавляет, что это относится только к несовершенным видам и что здесь порождение совершается не внезапно, как это свойственно богу, а в известный промежуток времени, что видно из кн. Исход (гл. 7). Кто хочет, пусть посмотрит указанный вопрос в первой части книги, разбор первого аргумента. Относительно изменения облика надо сказать следующее: имеется превращение по существу и случайное или привходящее превращение. Последнее имеет в свою очередь два вида: естественное, существу соответствующее, или же существу не свойственное превращение, которое совершается лишь в восприятии смотрящего. О первом из них, об изменении по существу, и говорится в каноне. Такое изменение доступно только богу, так как только он может превратить одну субстанцию в другую. Канон говорит также и о привходящем превращении, которое может совершить и демон. постольку поскольку бог допускает через посредство насланной болезни производить привходящее, случайное или, вернее говоря, непостоянное преобразование тела. Так например, лицо может представиться пораженным проказой и т. п. Мы, собственно говоря, не хотим подробно разбирать этого вопроса - так как нас интересуют в первую очередь явления обмана чувств, вследствие которого существа представляются изменившими свой облик. И мы говорим, что указанный канон не может не признавать существования подобных изменений. Ведь они доказываются авторитетом отцов церкви, умозаключениями и наблюдением. Смотри, например, у Августина (О граде божьем, XVIII, 7), где он говорит об этом на основании верного опыта и умозаключений. Между прочими явлениями обмана чувств он приводит случай волшебницы Цирцеи, которая, как говорят, превратила спутников Одиссея в животных, и рассказывает также о скотницах, придавших своим гостям облик вьючных животных. Августин сообщает также, что спутники Диомеда были превращены в птиц и что они еще долгое время после этого летали вокруг капища Диомеда. Августин же повествует об отце Престанции, превращенном в лошадь и принужденномМолот Ведьм, страница 1Молот Ведьм, страница 2Молот Ведьм, страница 3Молот Ведьм, страница 4Молот Ведьм, страница 5Молот Ведьм, страница 6Молот Ведьм, страница 7Молот Ведьм, страница 8Молот Ведьм, страница 9Молот Ведьм, страница 10Молот Ведьм, страница 11Молот Ведьм, страница 12Молот Ведьм, страница 13Молот Ведьм, страница 14Молот Ведьм, страница 15Молот Ведьм, страница 16Молот Ведьм, страница 17Молот Ведьм, страница 18Молот Ведьм, страница 19Молот Ведьм, страница 20Молот Ведьм, страница 21Молот Ведьм, страница 22Молот Ведьм, страница 23Молот Ведьм, страница 24Молот Ведьм, страница 25Молот Ведьм, страница 26Молот Ведьм, страница 27Молот Ведьм, страница 28Молот Ведьм, страница 29Молот Ведьм, страница 30Молот Ведьм, страница 31Молот Ведьм, страница 32Молот Ведьм, страница 33Молот Ведьм, страница 34Молот Ведьм, страница 35Молот Ведьм, страница 36Молот Ведьм, страница 37Молот Ведьм, страница 38Молот Ведьм, страница 39Молот Ведьм, страница 40Молот Ведьм, страница 41Молот Ведьм, страница 42Молот Ведьм, страница 43Молот Ведьм, страница 44Молот Ведьм, страница 45Молот Ведьм, страница 46Молот Ведьм, страница 47Молот Ведьм, страница 48Молот Ведьм, страница 49Молот Ведьм, страница 50Молот Ведьм, страница 51Молот Ведьм, страница 52Молот Ведьм, страница 53Молот Ведьм, страница 54Молот Ведьм, страница 55Молот Ведьм, страница 56Молот Ведьм, страница 57Молот Ведьм, страница 58Молот Ведьм, страница 59Молот Ведьм, страница 60Молот Ведьм, страница 61Молот Ведьм, страница 62Молот Ведьм, страница 63Молот Ведьм, страница 64Молот Ведьм, страница 65Молот Ведьм, страница 66Молот Ведьм, страница 67Молот Ведьм, страница 68Молот Ведьм, страница 69Молот Ведьм, страница 70Молот Ведьм, страница 71Молот Ведьм, страница 72Молот Ведьм, страница 73Молот Ведьм, страница 74Молот Ведьм, страница 75Молот Ведьм, страница 76Молот Ведьм, страница 77Молот Ведьм, страница 78Молот Ведьм, страница 79Молот Ведьм, страница 80Молот Ведьм, страница 81Молот Ведьм, страница 82Молот Ведьм, страница 83Молот Ведьм, страница 84Молот Ведьм, страница 85Молот Ведьм, страница 86Молот Ведьм, страница 87Молот Ведьм, страница 88Молот Ведьм, страница 89Молот Ведьм, страница 90Молот Ведьм, страница 91Молот Ведьм, страница 92Молот Ведьм, страница 93Молот Ведьм, страница 94Молот Ведьм, страница 95Молот Ведьм, страница 96Молот Ведьм, страница 97Молот Ведьм, страница 98Молот Ведьм, страница 99Молот Ведьм, страница 100Молот Ведьм, страница 101Молот Ведьм, страница 102Молот Ведьм, страница 103Молот Ведьм, страница 104Молот Ведьм, страница 105Молот Ведьм, страница 106Молот Ведьм, страница 107Молот Ведьм, страница 108Молот Ведьм, страница 109Молот Ведьм, страница 110Молот Ведьм, страница 111Молот Ведьм, страница 112Молот Ведьм, страница 113Молот Ведьм, страница 114Молот Ведьм, страница 115Молот Ведьм, страница 116Молот Ведьм, страница 117Молот Ведьм, страница 118Молот Ведьм, страница 119Молот Ведьм, страница 120Молот Ведьм, страница 121Молот Ведьм, страница 122Молот Ведьм, страница 123Молот Ведьм, страница 124Молот Ведьм, страница 125Молот Ведьм, страница 126Молот Ведьм, страница 127Молот Ведьм, страница 128Молот Ведьм, страница 129Молот Ведьм, страница 130Молот Ведьм, страница 131Молот Ведьм, страница 132Молот Ведьм, страница 133Молот Ведьм, страница 134Молот Ведьм, страница 135Молот Ведьм, страница 136Молот Ведьм, страница 137Молот Ведьм, страница 138Молот Ведьм, страница 139Молот Ведьм, страница 140Молот Ведьм, страница 141Молот Ведьм, страница 142Молот Ведьм, страница 143Молот Ведьм, страница 144Молот Ведьм, страница 145Молот Ведьм, страница 146