Наконец, третьим вариантом рунетейннов являются записанные рунами имена богов и их атрибутов (например, Мьёллнир, Гунгнир, Одрёрир и т.д.), а также другие сакрализованные или просто связанные с магией слова.
Рассмотрим эти три формы магии рунетейннов поочередно.
Итак, первая форма - использование сакральных рунических слов. Ниже мы приведем описания и вероятные трактовки самые известных из них, встречаемых на многих древних украшениях и предметах быта и вооружения.
aluСамое распространенное - и самое, как принято считать, мощное - заклинательное руническое слово. Возможно, восходит к древнейшей североевропейской основе al, означающей магическую силу, магию вообще. В этом курсе мы уже не раз касались его значения; магическое же применение слова было, вероятно, весьма разнообразным. Наиболее общая трактовка такова - Посвящение; магическая сила и власть; мудрость.
Известно несколько модификаций этого заклятья; вот некоторые из них: s1alu - вариант, дополненный руной могущества и победы; fo1s1alu - сложный вариант, известный по брактеату из Факсе; ha1g alu еще один усложненный вариант, значение которого реставрируется с большим трудом.
sarТакже весьма распространенное сакральное слово. Возможная реконструкция значения - странствие в поисках Силы, что следует понимать не только в прямом, но и в переносном смысле.
auja
Самое это слово означает удача. Использование этого слова в качестве заклинательного имеет, соответственно, целью доставить добрую удачу.
Xgibu1auja
Усложненный вариант предыдущего слова. Данный тейнн представляет собой соединение двух слов, имеющих значение давать удачу или дающий удачу. Важно, что в этом варианте появляется руна Гебо, отвечающая смыслу заклятья в целом.
lapu
Очень распространенное заклинательное слово; однако, в большинстве случаев оно используется в сочетании с другими сакральными словами или руническими комбинациями. Возможна связь слова с древней основой со значением приглашение, призывание. Вероятно, это одно сакральных слов, входивших в состав призывающих заклятий.
laukaz
Это сакральное слово многими исследователями ассоциируется с др.-сканд laukaz дикий лук, который был священным растением и почитался обладающим большой магической силой, в основном - защитного, охранительного характера. Посему и слово имеет аналогичную направленность действия. Однако, следует иметь в виду, что LaukaR - это, возможно, один из древнейших вариантов имени руны Лагуз, что также следует иметь в виду при использовании этого сакрального слова.
Вторым, как уже указывалось, видом рунетейннов являются комбинации рун, составленные для какой-либо конкретной цели по одной из стандартных для скандинавского рунического искусства схем. Простейшей из таких схем является утроение рун - составление комбинации из трех одинаковых рун, отвечающих заданной цели. Две другие известные техники создания такого рода тейннов - триадные заклинания и заклинания палиндромические.
Третий варинт - использование в качестве заклинательных слова, имеющие сакральный смысл, - широко используется западными авторами; так, например, Найджел Пенник в своей Магии Севера указывает на магическое значение многих скандинавских слов, некоторые из которых мы приведем здесь, процитировав этого автора:2
Словами могущества служили также имена тех, кто практиковал нордическую Традицию: Erilaz, повелитель рун; Gothi, служитель культа, жрец; Vitki, маг, колдун, повелитель рун [...] Магическими свойствами обладают также надписи - добрые пожелания. Основными традиционными понятиями являются следующие: Alag, присутствие, влияние... Auja, удача... Gina, наделенный божественным могуществом... Hailagaz, исполненный божественного могущества... Salu, объятый солнцем, здоровье... Ungandiz, неуязвимый для магического нападения [и т.д.].
Наконец, следует, вероятно, сказать несколько слов и о таком современном нововведении в области рунетейнна, как рунескрипт. Несомненно, использование рунескриптов - один из самых сомнительных разделов современного рунического искусства; очень многие (в том числе и авторы этих строк) предпочитают не обращаться к рунескриптам - по крайней мере без особой на то нужды. Дело в том, что очень сложно судить, действительно ли данная практика была используема, например, в I тыс. от Р.Х., т.е. во времена расцвета рунического искусства. Нечто подобное, разумеется, вполне могло существовать, но в какую форму это подобное было облекаемо и по каким законам составлялись действительно традиционные рунескрипты - нам неизвестно.
По определению, например,