вдоволь задавать вопросы. Ошеломленные
моим любопытством, женщины обо всем рассказывали лег-
ко, словно играя в какую-то игру. Если я чего-то не понима-
ла, они раз за разом терпеливо повторяли свои объяснения.
Я была благодарна Милагросу за создание прецедента.
Любопытство не только считалось у них бестактностью, им
вообще было не по душе, когда их расспрашивают. Несмот-
ря на это, Милагрос всячески потакал тому, что называл
моей странной причудой, заявив, что чем больше я узнаю
о языке и обычаях Итикотери, тем скорее почувствую себя
среди них как дома.
Вскоре стало очевидно, что мне вовсе не нужно зада-
вать так уж много прямых вопросов. Нередко мое самое
невинное замечание вызывало такой встречный поток
информации, о котором я и мечтать не могла.
Каждый день перед наступлением темноты я с
помощью Ритими и Тутеми просматривала собранные днем
данные и пыталась привести их в некое подобие
классификации по таким разделам, как социальная струк-
тура, культурные ценности, основные технологические
приемы, и по иным универсальным категориям социально-
го поведения человека.
Однако, к моему глубокому разочарованию, была одна
тема, которой Милагрос так и не затронул: шаманизм. Из
своего гамака я наблюдала два сеанса исцеления, которые
подробно впоследствии описала.
- Арасуве - это великий шапори, - сказал мне
Милагрос, когда я наблюдала за первым ритуалом исце-
ления.
- Своими заклинаниями он взывает к помощи ду-
хов? - спросила я, глядя, как зять Милагроса массирует,
лижет и растирает простертое тело ребенка.
Милагрос возмущенно зыркнул на меня. - Есть такие
вещи, о которых не говорят. - Он резко поднялся с места
и перед тем, как выйти из хижины, добавил: - Не
спрашивай о таких вещах. Будешь спрашивать - не мино-
вать тебе беды.
Его ответ меня не удивил, но я не была готова к его
неприкрытому гневу. Интересно, думала я, он не желает
обсуждать эту тему из-за того, что я женщина, или потому,
что шаманизм вообще является темой запретной. Тогда у
меня не хватило смелости это выяснить. То. что я женщина,
белая, да еще одна-одинешенька, само по себе внушало до-
статочные опасения.
Мне было известно, что почти во всяком обществе
знания, касающиеся практики шаманства и целительства,
открываются исключительно посвященным. За время
отсутствия Милагроса я ни разу не упомянула слова ша-
манизм, однако целыми часами обдумывала, как бы по-
лучше об этом разузнать, не вызвав ни гнева, ни подоз-
рений.
Из моих заметок, сделанных на сеансах исцеления,
явствовало, что согласно верованиям Итикотери, тело шапори
претерпевало некую перемену под воздействием нюха-
тельного галлюциногена эпены. То есть шаман действовал,
основываясь на убеждении, что его человеческое тело пре-
ображалось в некое сверхъестественное тело. В результате
он вступал в контакт с лесными духами. Вполне очевидным
для меня был бы приход к пониманию шаманизма через
тело - не как через объект, определяемый психохимичес-
кими законами, одушевленными стихиями природы, окру-
жением или самой душой, а через понимание тела как сум-
мы пережитого опыта, тела как экспрессивного единства,
постигаемого через его жизнедеятельность.
Большинство исследований на тему шаманизма, в том
числе и мои, сосредоточиваются на психотерапевтических
и социальных аспектах исцеления. Я подумала, что мой
новый подход не только даст новое объяснение, но и предо-
ставит мне способ узнать об исцелении, не вызывая подоз-
рений. Вопросы, касающиеся тела, вовсе не обязательно
должны быть связаны с шаманизмом. Я не сомневалась,
что шаг за шагом понемногу раздобуду необходимые дан-
ные, причем Итикотери даже не заподозрят, что именно
меня интересует на самом деле.
Всякие угрызения совести по поводу непорядочности
поставленной задачи быстро заглушались постоянными на-
поминаниями себе самой, что моя работа имеет большое
значение для понимания незападных методов целительства.
Странные, нередко эксцентричные методы шаманизма
станут более понятными в свете совершенно иного интерп-
ретационного контекста, что, в свою очередь, расширит ан-
тропологические познания в целом.
- Ты уже два дня не работала, - сказала мне как-то
Ритими, когда солнце перевалило за полдень. - Ты не
спрашивала про вчерашние песни и танцы. Разве ты не
знаешь, что они очень важны? Если мы не будем петь и
плясать, охотники вернутся без мяса к празднику. - На-
хмурившись, она бросила блокнот мне на колени. - Ты
даже ничего не рисовала в своей книжке.
- Я отдохну несколько дней,