линии. Мысленно напишите слово сначала угловатыми, а
затем округлыми прописными буквами и последнее изображение заговорит уже с иными нервными клетками,
настраивая их на другой лад. И тотчас же вся нервная система ответит на эту никогда прежде не встречавшуюся визу-
альную или умозрительную информацию, связанную с давно известным словом. И вот уже слово транспортирует новые
субъективные переживания. Сходные переделки имеют место при некоторых других изменениях структуры текста.
Уже во время выполнения наших заданий Нина выдвигала некоторые многообещающие идеи:
Итак, слова водительские права я должна изобразить мысленно по-другому. Во-первых, следует представить эти
слова, написанные прописными буквами. Округлые и мягкие формы куда более соответствуют моим представлениям о
безопасном стиле езды. Я отделила бы эти слова друг от друга: водительские пусть стоит вверху, а права - внизу. На-
писанные таким образом слова заключают в себе что-то защищающее; даже чисто внешне они вызывают у меня при-
ятное чувство. Важным для положительного воздействия является и округлое начертание букв. Само собой, я не оставлю
буквы черными. Я представляю себе, как мягкие пастельные тона перетекают друг в друга от буквы к букве. Фон -
нежно-голубой. С такими красками я могу ощутить даже запах - пахнет весной. Это в точности соответствует моим
желаемым представлениям, которые я связываю с получением водительских прав. Я всегда мечтала о том, чтобы
прокатится в собственном автомобиле по красивым местам. Как они звучат? Мой внутренний голос вновь произносит
эти слова. Но теперь истерически-жалостливый тон сменился спокойной и приветливой манерой стюардессы. Это
похоже на то, как если бы она сказала: Будьте добры, займите, пожалуйста, свое место. Сегодня мы сдаем экзамен на
получение водительских прав. Сказанные таким образом слова водительские права оказывают исключительно при-
ятное воздействие.
После того как Нина сообщила нам все эти подробности, мы решили перепроверить действие новой версии при по-
мощи теста 0-кольца. Мы попросили Нину плотно сжать большой и указательный пальцы в кольцо. Задние выглядело
так: Вы смыкаете большой и указательный пальцы в очень плотное кольцо. Я считаю до трех. Затем вы громко про-
износите: водительские права. Причем, говоря эти слова, вы мысленно читаете их по своим цветным, пастельных тонов
письменам. Можете думать о весенних запахах и о голосе стюардессы. Итак: раз, два, три! На счет три я проверила
силу пальцев Нины.
Мышечное кольцо нашей ученицы курсов вождения осталось прочным. Она и сама была удивлена такому явному
улучшению. Мышечный тонус, зафиксированный во время теста с О-кольцом, должен, конечно, рассматриваться как
показатель общей ситуации в организме. Нервная система состоит, во-первых, из центральной части, именуемой моз-
гом, и, во-вторых, из так называемой периферической нервной системы. Под ней понимаются нервные окончания,
отходящие от клеток мозга, направляющие и обусловливающие реакции организма, а также сообщающие мозгу ин-
формацию, буквы полученную от органов чувств. Вместе с тем центральный и периферический отделы нервной систе-
мы - это единое целое, одна и та же органическая система. Стало быть, реакция сопротивления при мышечном тесте 0-
кольца означает, что мозг, одновременно и автоматически, работает в оптимальном электрохимическом режиме. Это
оптимальное состояние обеспечивает, в свою очередь, необходимое сосредоточение и возможности мгновенного вос-
приятия, которые делают возможными получение водительских прав и безопасный стиль езды.
Отныне при произнесении слов водительские права мозг знает, какую деятельность и какие способности следует
понимать под этим сочетанием слов, исходя из их прямого значения. После того как мы внедрили магические слова,
он станет связывать значение и содержание слов с модулем, отвечающим за силу, здоровье и ясную голову. Эта работа в
точности соответствует процессу, который в обиходе мы называем обдумыванием. Всякий раз, когда мы, желая вы-
рваться из тисков проблемы, Должны искать новые пути решения, обдумывание просто необходимо. Мы можем обду-
мывать нечто, связанное с нами самими, с другими людьми или с окружающим миром. Нужно просто делать что-то по-
новому, по-другому, или думать иначе, чем прежде. Таким образом, при обдумывании мысленный импульс на-
правляется в иное русло. На органическом уровне слово (в мысленной форме) устремляется по другим нервным окон-
чаниям. В этом случае исследователи