XIV
Перевод М. Кожевниковой
Предисловие к русскому изданию
Тибет и Россия имеют особые исторические связи. Даже сегодня в
России много последователей Будды, и во время моих путешествий
в Россию я увидел, что многих людей искренно интересует Тибет
и тибетский народ. Поэтому приятно было узнать, что буддисты
России впервые издают на русском языке некоторые из моих работ
и выступлений. Я надеюсь, что читатели узнают из этих публика-
ций больше о Тибете и тибетцах, а также о моем понимании пути
к миру и счастью на Земле.
События, происходящие в Советском Союзе в последнее время,
вновь подтвердили мое убеждение, что наша планета идет к прек-
расному будущему. СССР - одна из самых важных держав мира, и
его граждане несут ответственность за то, чтобы всем нам стало
лучше жить на Земле.
20 августа 1990 г.
Предисловие
Это введение в тибетский буддизм адресовано начинающим.
Первая половина его - это переработанный вариант приложения
Очерк буддизма в Тибете к моей книге Моя страна и мой на-
род. Во второй части кратко разъясняется значение Прибежища,
закономерное соответствие действий и их плодов, Три Практики и
Бодхичитта.
Пусть все, кто ищет путь мира и счастья, найдут его.
Буддийский монах Тензин Гьяцо
(Четырнадцатый )
Впервые опубликовано: The Buddhism of Tibet. George Allen & Unwin,
Ltd., London, 1975. Translated by Jeffrey Hopkins with Anne Klein.
Необходимость религиозной практики в этой жизни
Причина, по которой нам следует заниматься религиозной практи-
кой, заключается в том, что, каким бы ни был материальный
прогресс, сам по себе он не может обеспечить нам надлежащего
прочного счастья. В самом деле, чем больше мы преуспеваем в
материальном отношении, тем больше в нашей жизни постоянного
страха и беспокойства. Благодаря успехам в новых областях зна-
ния, мы достигли Луны, которую некоторые древние народы счита-
ли источником высшей защиты. Возможно, ресурсы Луны и других
планет и будут использованы во благо людей, однако не исключе-
но, что в конечном итоге такие успехи создадут нам врагов вне
нашего мира. Во всяком случае, такие средства никогда не смо-
гут принести людям наивысшего и прочного счастья. Эти методы
вызывают только внешнее физическое удовольствие; поэтому, хотя
благодаря им и возникает иногда некое духовное удовлетворение,
оно не может быть продолжительным. С другой стороны, общеиз-
вестно, что когда человек ищет счастья только в духовной сфе-
ре, ему легче переносить физические лишения. Это результат за-
нятий религиозной практикой и преобразования сознания.
Более того, даже возникновение удовольствия в этой жизни
зависит от религиозной практики. Удовольствие и страдание,
большое или малое, не возникает от одних лишь внешних, поверх-
ностных факторов; к тому должны быть и внутренние причины.
Причины эти - потенции сознания, то есть скрытые способности к
совершению добродетельных и дурных действий. Эти потенции пре-
бывают в пассивном состоянии; они выявляются благодаря внешним
причинам, и тогда возникает чувство наслаждения или боли. Если
таковые потенции отсутствуют, то сколько бы ни было внешних
факторов, удовольствие или боль не могут ни возникнуть, ни ис-
чезнуть. Такие потенции заложены действиями, совершенными в
прошлом.
Итак, в какой бы форме страдания ни проявлялось следствие,
вначале нужно было из-за недисциплинированности ума совершить
дурное деяние и тем самым накопить его. Потенция деяния зак-
ладывается в сознании, и потом, когда появляются определенные
причины, испытывается страдание. Таким образом, все наслажде-
ния и все страдания в основе своей проистекают из сознания.
Итак, без религиозной практики невозможно дисциплинировать
ум, а из-за недисциплинированности ума накапливаются дурные
деяния. Деяния эти, в свою очередь, закладывают в потоке соз-
нания потенции, под воздействием которых произрастают плоды
страдания.
Необходимость религиозной практики для будущей жизни