Далай-лама

Буддизм Тибета

XIV

Перевод М. Кожевниковой

Предисловие к русскому изданию

Тибет и Россия имеют особые исторические связи. Даже сегодня в

России много последователей Будды, и во время моих путешествий

в Россию я увидел, что многих людей искренно интересует Тибет

и тибетский народ. Поэтому приятно было узнать, что буддисты

России впервые издают на русском языке некоторые из моих работ

и выступлений. Я надеюсь, что читатели узнают из этих публика-

ций больше о Тибете и тибетцах, а также о моем понимании пути

к миру и счастью на Земле.

События, происходящие в Советском Союзе в последнее время,

вновь подтвердили мое убеждение, что наша планета идет к прек-

расному будущему. СССР - одна из самых важных держав мира, и

его граждане несут ответственность за то, чтобы всем нам стало

лучше жить на Земле.

20 августа 1990 г.

Предисловие

Это введение в тибетский буддизм адресовано начинающим.

Первая половина его - это переработанный вариант приложения

Очерк буддизма в Тибете к моей книге Моя страна и мой на-

род. Во второй части кратко разъясняется значение Прибежища,

закономерное соответствие действий и их плодов, Три Практики и

Бодхичитта.

Пусть все, кто ищет путь мира и счастья, найдут его.

Буддийский монах Тензин Гьяцо

(Четырнадцатый )

Впервые опубликовано: The Buddhism of Tibet. George Allen & Unwin,

Ltd., London, 1975. Translated by Jeffrey Hopkins with Anne Klein.

Необходимость религиозной практики в этой жизни

Причина, по которой нам следует заниматься религиозной практи-

кой, заключается в том, что, каким бы ни был материальный

прогресс, сам по себе он не может обеспечить нам надлежащего

прочного счастья. В самом деле, чем больше мы преуспеваем в

материальном отношении, тем больше в нашей жизни постоянного

страха и беспокойства. Благодаря успехам в новых областях зна-

ния, мы достигли Луны, которую некоторые древние народы счита-

ли источником высшей защиты. Возможно, ресурсы Луны и других

планет и будут использованы во благо людей, однако не исключе-

но, что в конечном итоге такие успехи создадут нам врагов вне

нашего мира. Во всяком случае, такие средства никогда не смо-

гут принести людям наивысшего и прочного счастья. Эти методы

вызывают только внешнее физическое удовольствие; поэтому, хотя

благодаря им и возникает иногда некое духовное удовлетворение,

оно не может быть продолжительным. С другой стороны, общеиз-

вестно, что когда человек ищет счастья только в духовной сфе-

ре, ему легче переносить физические лишения. Это результат за-

нятий религиозной практикой и преобразования сознания.

Более того, даже возникновение удовольствия в этой жизни

зависит от религиозной практики. Удовольствие и страдание,

большое или малое, не возникает от одних лишь внешних, поверх-

ностных факторов; к тому должны быть и внутренние причины.

Причины эти - потенции сознания, то есть скрытые способности к

совершению добродетельных и дурных действий. Эти потенции пре-

бывают в пассивном состоянии; они выявляются благодаря внешним

причинам, и тогда возникает чувство наслаждения или боли. Если

таковые потенции отсутствуют, то сколько бы ни было внешних

факторов, удовольствие или боль не могут ни возникнуть, ни ис-

чезнуть. Такие потенции заложены действиями, совершенными в

прошлом.

Итак, в какой бы форме страдания ни проявлялось следствие,

вначале нужно было из-за недисциплинированности ума совершить

дурное деяние и тем самым накопить его. Потенция деяния зак-

ладывается в сознании, и потом, когда появляются определенные

причины, испытывается страдание. Таким образом, все наслажде-

ния и все страдания в основе своей проистекают из сознания.

Итак, без религиозной практики невозможно дисциплинировать

ум, а из-за недисциплинированности ума накапливаются дурные

деяния. Деяния эти, в свою очередь, закладывают в потоке соз-

нания потенции, под воздействием которых произрастают плоды

страдания.

Необходимость религиозной практики для будущей жизни