Далай-лама

Буддизм Тибета

благодаря подвластности ума и тела ока-

зывается Возможным направить сознание на любой благой объект

по своему желанию; приобретается и множество необычных способ-

ностей, как ясновидение и эманации.

Главная цель и преимущество безмятежности в том, что с ее

помощью можно достичь особого постижения (випашьяна) посредс-

твом которого осознается пустота, и тем самым освободиться от

круговорота бытия. Кроме того, и другие достоинства трёх ко-

лесниц (хинаяны, махаяны и тантраяны) также по большей части

возникают благодаря безмятежности. Она приносит множество

благ.

Для достижения безмятежности необходимы следующие условия.

Место для практики должно быть тихим, без шума, ибо шум для

сосредоточения - как заноза; и местность и вода тоже должны

быть соответствующими. Сам медитирующий должен быть неприхот-

лив, пребывать в удовлетворённости, быть свободным от мирских

хлопот и суеты, избегать недобродетельных физических и словес-

ных действий. Путём слушания и размышления он должен уничто-

жить ложные представления о предметах медитации; он должен

знать, как размышлять над пагубностью желаний, над смыслом не-

постоянства и т. д.

О подлинной практике безмятежности Майтрея говорит в Раз-

личении Срединного Пути и крайностей (Мадхьянтивибханга):

Причина для её возникновенья - отбрасывание пяти ошибок

И применение восьми противоядий.

Пять ошибок, которые нужно отбросить:

1. Леность: нежелание заниматься медитативным сосредоточе-

нием.

2. Забывчивость: неудерживание в памяти объекта медитации.

3. Сонливость и возбуждённость [рассеянность]: прерывание

медитативного сосредоточения.

4. Неприменение противоядий: приводит к сонливости и воз-

бужденности.

5. Чрезмерное применение: продолжать применять противоядие,

хотя сонливость и возбужденность уже устранены.

Восемь противоядий - это средства для отбрасывания пяти ошибок.

Противоядия от лености:

1. Вера: видеть благие качества, которые дает медитативное

сосрелоточение.

2. Вдохновение: стремиться обрести эти благие качества.

3. Усилие: получать удовольствие от занятий медитативным

сосредоточением.

4. Подвластность ума и тела: следствие (усилия).

Противоядие от забывчивости:

5. Внимательность: постоянно сохранять сосредоточенность на

объекте.

Противоядие от сонливости и возбужденности:

6. Бдительность: сразу замечать, что сонливость или возбуж-

ленность возникли или возникают.

Противоядие от неприменения:

7. Применение: использовать противоядие от сонливости или

возбужденности. Противоядие от чрезмерного применения:

8. Воздержание от применения: ослабить своё усилие.

При употреблении восьми противоядий пять ошибок постепенно

уничтожаются, и человек проходит девять состояний сосредото-

ченности:

1. Установление сознания: собрать сознание и направить его

на внутренний объект [например, на визуачизированный облик

Будды].

2. Продолженное установление: продлить сосредоточенность на

объекте дольше, чем в предыдушем состоянии.

3. Восстановление: немедленно распознавать отвлечечие и

возвращаться к объекту.

4. Усиленное установление: собрать сознание для перехода от

сосредоточенности на главных [аспектах объекта медитации] ко

всё более и более устойчивому установлению его на второстепен-

ных [чертах объекта].

5. Дисциплинирование: сознавать благие качества, которые да-

ет медитативное сосредоточение, и черпать в них радость.

6. Умиротворение: пресечение неприязни к медитативному сос-

редоточению.

7. Полное умиротворение: посредством усилия уничтожаются да-

же лёгкая сонливость и возбуждённость, как только они появля-

ются.

8. Неотлучность: медитативное сосредоточение постоянно -

так, что уже ничто неблагоприятное не может прервать этот про-

цесс.

9. Естественность: фиксация на объекте происходит сама со-

бой, без усилий.

Эти девять состояний сосредоточенности достигаются посредс-

твом шести сил. Первое состояние - силой слушания, второе -

силой размышления, третье и четвертое