другое. Нагарджуна в своем Основололагающем тексте, называе-
мом `Мудрость (XV.10) говорит:
Существование есть утвержденье вечности.
А несушествование - воззренье нигилизма.
И ещё:
Ни существование, ни несуществование,
Ни то-и-это, ни ни-то-ни-это.
Признав, что я свободно от четырёх крайностей и существу-
ет лишь в обозначении, то есть представляет собой просто наи-
менование, мы тем самым признаем неявную безсамостность, отно-
сящуюся к я, как основу безсамостности вообще. Затем следует
распространить этот ход рассуждений и на все прочее, применить
его к глазам и прочему, к внешним явлениям - таким, как форма,
звуки, вкусы и запахи - и даже к самой пустоте. Путём рассуж-
дения можно доказать, что все явления не имеют независимого
существования.
Что же касается смысла того, что все явления не обладают са-
мобытиём, то прежде нужно узнать о пустоте, изучая великие
книги во всей их глубине; и тогда, в результате услышанного о
пустоте от других, вырабатывается мудрость, возникающая из
слушания. Затем, в результате многих размышлений о значении
пустоты, вырабатывается мудрость, возникающая из размышления.
Когда как следует овладевают медитативным сосредоточением на
том смысле, в котором глубоко удостоверились, обретают муд-
рость, возникающую из медитации. Это происходит, когда ум ста-
новится необычайно сильным вследствие уже достигнутой безмя-
тежности и благодаря сосредоточенности сознания на смысле пус-
тоты. В это время вырабатывается блаженная подвластность ума и
тела, точно так же, как при безмятежности. Разница в том, что
в случае безмятежности блаженство подвластности ума и тела
достигается силой сосредоточенной медитации, а здесь это выра-
батывается силой аналитического размышления. Когда достигается
соединение особого медитативного сосредоточения с блаженством
такого рода, приходит особое прозрение. Поскольку такое особое
прозрение возникает, когда объектом медитации служит пустота,
то данное медитативное сосредоточение и есть союз безмятежнос-
ти и особого прозрения, постигающего пустотность.
На этом этапе появляются признаки пути применения, о кото-
ром говорилось выше. Затем, когда впервые осуществляется не-
посредственное постижение пустотности, обретается путь виде-
ния, и шаг за шагом устраняются препятствия врожденные и ин-
теллектуальные. В конечном итоге становится возможным пол-
ностью и окончательно преодолеть как препятствия скверн и пре-
пятствия к всеведению, так и их скрытые потенции.
Таково предельно краткое объяснение практики мудрости. Если
пользоваться терминами высшее и низшее, то каждая последу-
ющая практика выше той, что ей предшествует. Однако что каса-
ется порядка их выра6отки в потоке сознания, то предшествующие
практики подобны основе или опоре для выработки последующих, и
потому вначале самое важное - это практика нравственности.
Если следовать путями Трёх Практик, опираясь на подлинное
принятие Прибежища и понимание связи действий и их результа-
тов, то можно достичь ступени освобождения.
Если, в дополнение к этому, развивать драгоценную Устрем-
ленность к просветлению (бодхичитта), порождаемую любовью и
милосердием, и исполнять Три Практики в сочетании с вдохновен-
ным устремлением к высшему просветлению ради блага всех живых
существ, то можно достичь ступени всеведения, наивысшего осво-
бождения.
Устремлённость к просветлению
Как развивается Устремлённость к просветлению?
Нужно заботиться не только о своём благе, но и о благе всех
живых существ. Так же как и ты сам, все живые существа омраче-
ны страданием; ведь даже самое крохотное насекомое, так же как
и ты, не хочет страданий и желает счастья. Но хотя живые су-
щества и не желают страданий, они не знают, как избавиться от
них; и хотя они желают счастья, они не знают, как обрести его.
Поскольку сами существа не в состоянии сделать это, ты сам
должен помочь им, освободить живых существ от страданий и их
причин и утвердить их в состоянии счастья.
Чтобы избавиться от страданий и обрести счастье, нет иного