Далай-лама

Буддизм Тибета

другое. Нагарджуна в своем Основололагающем тексте, называе-

мом `Мудрость (XV.10) говорит:

Существование есть утвержденье вечности.

А несушествование - воззренье нигилизма.

И ещё:

Ни существование, ни несуществование,

Ни то-и-это, ни ни-то-ни-это.

Признав, что я свободно от четырёх крайностей и существу-

ет лишь в обозначении, то есть представляет собой просто наи-

менование, мы тем самым признаем неявную безсамостность, отно-

сящуюся к я, как основу безсамостности вообще. Затем следует

распространить этот ход рассуждений и на все прочее, применить

его к глазам и прочему, к внешним явлениям - таким, как форма,

звуки, вкусы и запахи - и даже к самой пустоте. Путём рассуж-

дения можно доказать, что все явления не имеют независимого

существования.

Что же касается смысла того, что все явления не обладают са-

мобытиём, то прежде нужно узнать о пустоте, изучая великие

книги во всей их глубине; и тогда, в результате услышанного о

пустоте от других, вырабатывается мудрость, возникающая из

слушания. Затем, в результате многих размышлений о значении

пустоты, вырабатывается мудрость, возникающая из размышления.

Когда как следует овладевают медитативным сосредоточением на

том смысле, в котором глубоко удостоверились, обретают муд-

рость, возникающую из медитации. Это происходит, когда ум ста-

новится необычайно сильным вследствие уже достигнутой безмя-

тежности и благодаря сосредоточенности сознания на смысле пус-

тоты. В это время вырабатывается блаженная подвластность ума и

тела, точно так же, как при безмятежности. Разница в том, что

в случае безмятежности блаженство подвластности ума и тела

достигается силой сосредоточенной медитации, а здесь это выра-

батывается силой аналитического размышления. Когда достигается

соединение особого медитативного сосредоточения с блаженством

такого рода, приходит особое прозрение. Поскольку такое особое

прозрение возникает, когда объектом медитации служит пустота,

то данное медитативное сосредоточение и есть союз безмятежнос-

ти и особого прозрения, постигающего пустотность.

На этом этапе появляются признаки пути применения, о кото-

ром говорилось выше. Затем, когда впервые осуществляется не-

посредственное постижение пустотности, обретается путь виде-

ния, и шаг за шагом устраняются препятствия врожденные и ин-

теллектуальные. В конечном итоге становится возможным пол-

ностью и окончательно преодолеть как препятствия скверн и пре-

пятствия к всеведению, так и их скрытые потенции.

Таково предельно краткое объяснение практики мудрости. Если

пользоваться терминами высшее и низшее, то каждая последу-

ющая практика выше той, что ей предшествует. Однако что каса-

ется порядка их выра6отки в потоке сознания, то предшествующие

практики подобны основе или опоре для выработки последующих, и

потому вначале самое важное - это практика нравственности.

Если следовать путями Трёх Практик, опираясь на подлинное

принятие Прибежища и понимание связи действий и их результа-

тов, то можно достичь ступени освобождения.

Если, в дополнение к этому, развивать драгоценную Устрем-

ленность к просветлению (бодхичитта), порождаемую любовью и

милосердием, и исполнять Три Практики в сочетании с вдохновен-

ным устремлением к высшему просветлению ради блага всех живых

существ, то можно достичь ступени всеведения, наивысшего осво-

бождения.

Устремлённость к просветлению

Как развивается Устремлённость к просветлению?

Нужно заботиться не только о своём благе, но и о благе всех

живых существ. Так же как и ты сам, все живые существа омраче-

ны страданием; ведь даже самое крохотное насекомое, так же как

и ты, не хочет страданий и желает счастья. Но хотя живые су-

щества и не желают страданий, они не знают, как избавиться от

них; и хотя они желают счастья, они не знают, как обрести его.

Поскольку сами существа не в состоянии сделать это, ты сам

должен помочь им, освободить живых существ от страданий и их

причин и утвердить их в состоянии счастья.

Чтобы избавиться от страданий и обрести счастье, нет иного