Есть сферы бытия, где существа обладают только сознанием, но
большинство живых существ обладают еще и физической основой. И
у тела, и у сознания есть свои непосредственные причины: нап-
ример, в случае рождения из утробы непосредственной причиной
тела служит семя отца и кровь матери. Точно так же сознание
имеет причину, родственную ему самому. Началом потока сознания
в этой жизни является сознание в момент вхождения его в
центр смешавшихся семени отца и крови матери; и это начало
сродни тому сознанию, каким оно становится впоследствии. У ду-
ховной сущности непременно должен быть предыдущий поток, -
ведь внешние явления не могут стать сознанием, а сознание не
может стать внешними явлениями. Если же неизбежно существует
поток этой духовной сущности, то и до вхождения [в новую
жизнь] он не может быть чем-то иным. Тем самым доказывается
существование предыдущей жизни.
Поскольку сознание есть единый поток, то и в наши дни слу-
чается, что некоторые взрослые или дети помнят свои предыдущие
рождения, если есть все условия, способствующие сохранению та-
кой памяти. И в засвидетельствованных жизнеописаниях прошлых
времён имеется много примеров сохранения памяти о предыдущих
рождениях.
Хотя причина и следствие - не одно и то же, они должны быть
связаны частичным подобием. Например, поскольку тело обладает
осязаемостью, формой и цветом, его непосредственная причина
также должна обладать этими качествами; и поскольку сознание
не обладает формой и прочим, его непосредственная причина не
может облщать этими качествами. Так и семена сладких на вкус
растений дают сладкие плоды. Поэтому семя и кровь родителей,
относящиеся к сфере физического, не могут быть непосредствен-
ной причиной невещественного сознания. Исходя из этого и дру-
гих обстоятельств, можно с уверенностью заключить, что преды-
дущие и последующие жизни существуют. А поскольку есть пред-
шествующие и будущие жизни, совершенно ясно, что только рели-
гиозная практика может принести пользу в этом непрерывном по-
токе существований. Вот почему необходима религиозная практи-
ка.
Буддизм - одна из многих религий мира: её Учитель
В этом мире много разных лекарств для лечения разных болезней,
и точно так же есть много религиозных систем, служащих средс-
твом к достижению счастья всеми живыми существами - людьми и
прочими. Каждая из этих систем отличается методами практики и
формами своего выражения. Но мне думается, все они едины в
том, что совершенствуют тело, речь и мысль практикующих, и в
том, что имеют благие цели. Все эти системы сходятся в учении
о неприемлемости дурных деяний речи, таких, как ложь и злосло-
вие, а также дурных физических деяний, таких, как воровство и
убийство.
Как это ни прискорбно, но история знает примеры борьбы и
ненависти между последователями различных религий. Хорошо, ес-
ли бы все это осталось в прошлом и никогда не повторилось.
Приверженцы различных религий несомненно могут прийти ко вза-
имному согласию.
В общем люди сегодня делятся на тех, кто занимается и кто
не занимается религиозной практикой; поэтому важно, чтобы все
верующие объединились, отбросив свои предубеждения. Но нельзя
достичь этого, испытывая чувство ненависти [к тем, кто не за-
нимается религиозной практикой]. Ведь наше согласие не только
поможет верующим, но самой нашей целью дслжно быть оказание
помощи неверующим в обретении ими как преходящего, так и веч-
ного счастья. Это могло бы стать средством для устранения их
неведения, - того неведения, которое не позволяет им увидеть,
что именно следует принять, а что - отвергнуть. И все это под-
вигло бы их на путь к обретению высшего счастья. Я уповаю на
то, что все религии объединятся ради достижения этой цели, и
молюсь об этом.
Книги и переводы, созданные в прошлом, несомненно, сослужи-
ли большую службу буддизму, но многие из них являются не более
чем общим объяснением Пути. Чтобы исправить это положение, бы-
ло основано культурное учреждение под названием Библиотека ти-
бетских трудов и архивов. Среди прочих видов деятельности эта