Далай-лама

Буддизм Тибета

Есть сферы бытия, где существа обладают только сознанием, но

большинство живых существ обладают еще и физической основой. И

у тела, и у сознания есть свои непосредственные причины: нап-

ример, в случае рождения из утробы непосредственной причиной

тела служит семя отца и кровь матери. Точно так же сознание

имеет причину, родственную ему самому. Началом потока сознания

в этой жизни является сознание в момент вхождения его в

центр смешавшихся семени отца и крови матери; и это начало

сродни тому сознанию, каким оно становится впоследствии. У ду-

ховной сущности непременно должен быть предыдущий поток, -

ведь внешние явления не могут стать сознанием, а сознание не

может стать внешними явлениями. Если же неизбежно существует

поток этой духовной сущности, то и до вхождения [в новую

жизнь] он не может быть чем-то иным. Тем самым доказывается

существование предыдущей жизни.

Поскольку сознание есть единый поток, то и в наши дни слу-

чается, что некоторые взрослые или дети помнят свои предыдущие

рождения, если есть все условия, способствующие сохранению та-

кой памяти. И в засвидетельствованных жизнеописаниях прошлых

времён имеется много примеров сохранения памяти о предыдущих

рождениях.

Хотя причина и следствие - не одно и то же, они должны быть

связаны частичным подобием. Например, поскольку тело обладает

осязаемостью, формой и цветом, его непосредственная причина

также должна обладать этими качествами; и поскольку сознание

не обладает формой и прочим, его непосредственная причина не

может облщать этими качествами. Так и семена сладких на вкус

растений дают сладкие плоды. Поэтому семя и кровь родителей,

относящиеся к сфере физического, не могут быть непосредствен-

ной причиной невещественного сознания. Исходя из этого и дру-

гих обстоятельств, можно с уверенностью заключить, что преды-

дущие и последующие жизни существуют. А поскольку есть пред-

шествующие и будущие жизни, совершенно ясно, что только рели-

гиозная практика может принести пользу в этом непрерывном по-

токе существований. Вот почему необходима религиозная практи-

ка.

Буддизм - одна из многих религий мира: её Учитель

В этом мире много разных лекарств для лечения разных болезней,

и точно так же есть много религиозных систем, служащих средс-

твом к достижению счастья всеми живыми существами - людьми и

прочими. Каждая из этих систем отличается методами практики и

формами своего выражения. Но мне думается, все они едины в

том, что совершенствуют тело, речь и мысль практикующих, и в

том, что имеют благие цели. Все эти системы сходятся в учении

о неприемлемости дурных деяний речи, таких, как ложь и злосло-

вие, а также дурных физических деяний, таких, как воровство и

убийство.

Как это ни прискорбно, но история знает примеры борьбы и

ненависти между последователями различных религий. Хорошо, ес-

ли бы все это осталось в прошлом и никогда не повторилось.

Приверженцы различных религий несомненно могут прийти ко вза-

имному согласию.

В общем люди сегодня делятся на тех, кто занимается и кто

не занимается религиозной практикой; поэтому важно, чтобы все

верующие объединились, отбросив свои предубеждения. Но нельзя

достичь этого, испытывая чувство ненависти [к тем, кто не за-

нимается религиозной практикой]. Ведь наше согласие не только

поможет верующим, но самой нашей целью дслжно быть оказание

помощи неверующим в обретении ими как преходящего, так и веч-

ного счастья. Это могло бы стать средством для устранения их

неведения, - того неведения, которое не позволяет им увидеть,

что именно следует принять, а что - отвергнуть. И все это под-

вигло бы их на путь к обретению высшего счастья. Я уповаю на

то, что все религии объединятся ради достижения этой цели, и

молюсь об этом.

Книги и переводы, созданные в прошлом, несомненно, сослужи-

ли большую службу буддизму, но многие из них являются не более

чем общим объяснением Пути. Чтобы исправить это положение, бы-

ло основано культурное учреждение под названием Библиотека ти-

бетских трудов и архивов. Среди прочих видов деятельности эта