про-
изведенные прежними омраченными действиями и сквернами, - это,
как говорят некоторые, нирвана с остатком. Когда таких сово-
купностей больше нет, это нирвана без остатка. Без остатка
означает, что не осталось психофизических совокупностей, про-
изведенных омраченными действиями и сквернами, однако поток
сознания и поток неомраченных психофизических совокупностей
все-таки существуют.
Устранением причин сводятся на нет омраченные совокупности,
а освобождение от них приводит к исчезновению связанного с ни-
ми страдания. Таково освобождение, которое может быть двух ви-
дов: освобождение, заключающееся просто в уничтожении всех
форм страдания и их источников, и великое, непревзойденное ос-
вобождение, состояние Будды. Первое - это уничтожение всех
обусловленных сквернами препятствий [на пути освобождения от
круговорота бытия], но не препятствий к прямому постижению
всех объектов познания. Второе - это наивысшая ступень, полное
уничтожение как скверн, так и препятствий к всеведению.
Хинаяна (малая колесница)
Достичь как того, так и другого освобождения можно лишь следуя
пути. Есть пути обыкновенных существ - и пути Высших. Вторые -
это пути истинные. Среди последователей хинаяны различаются
слушающие (шраваки) и единолично-пробуждённые (пратьекабудды).
У тех и других имеется по пять путей, что вместе составляет
десять путей хинаяны.
Хотя слушающие - ниже, а единолично-пробужденные - выше,
основа у них одна. И те и другие следуют учению пути хинаяны,
которое служит методом лишь индивидуального освобождения от
круговорота бытия. Кратко говоря, они берут за основу свод
этических правил в сочетании с твердым намерением выйти из
круговорота бытия и на основе этого вырабатывают единство без-
мятежности (шаматха) и особого постижения (випашьяна), устрем-
лённого к пустоте. Тем самым они избавляются от скверн и от их
семян, так что скверны не могут произрасти вновь. Действуя
так, они достигают освобождения.
И слушающие, и единолично-пробужденные должны последова-
тельно пройти пять путей: путь накопления, применения, вйде-
ния, медитации и не-учения-более. Тот, кто идет этими путями,
называется последователем хинаяны.
Махаяна (большая колесница)
Последователи махаяны прежде всего стремятся достичь состояния
Будды, неотстраненной нирваны, высшего освобождения - ради
[спасения] других. В соответствии с этим устремлением к высше-
му просветлению ради блага всех живых существ, они практикуют
те же самые пути, что и в хинаяне. Однако эти пути более воз-
вышенны и действенны из-за иных движущих мотивов. К тому же
эти пути дополняются специальными методами, основные из кото-
рых - шесть совершенствований и четыре способа обращения уче-
ников. Опираясь на них, последователи махаяны полностью и нав-
сегда преодолевают не только препятствия скверн, но и препятс-
твия на пути к всеведению. Когда оба типа препятствий преодо-
лены, достигается состояние Будды.
В махаяне также имеется пять путей: путь накопления, приме-
нения, видения, медитации и не-учения-более. Хотя они называ-
ются так же, как пути хинаяны, в действительности между ними
огромная разница. Кратко говоря, разница между двумя колесни-
цами, хинаяной и махаяной, кроется в их исходных мотивах; от-
того возникли расхождения и в основной структуре путей, и осо-
бенно в их методах или приемах. Оттого, в свою очередь, и ре-
зультаты их в значительной мере отличаются друг от друга, как
низшее от высшего.
Когда последователи хинаяны обретают плод своих усилий, ос-
танавливаются ли они на этом? Или же они переходят к махаяне?
Совершенно ясно, что в конце концов они переходят к махая-
не. Поскольку их освобождение - это еще не конечное достиже-
ние, они не удовлетворяются им, но постепенно устремляются к
конечному достижению, идут его путями и становятся Буддами.
Тантраяна (колесница тантры)
Колесница мантр (В тибетской традиции термин колесница мант-
ры (мантраяна) более распространен, нежели употребленный в
заголовке термин тантраяна: это синонимы.