- Примеч. отв.
ред.) включает в себя четыре класса тантр: тантра действия
(крия), выполнения (чарья), йоги, высшей йоги (ануттара-йога).
Класс тантр высшей йоги превосходит низшие тантры. Были изло-
жены десятки миллионов тантр высшей йоги, но мы лишь вкратце
остановимся на этом вопросе.
Ранее объяснялось, что различные страдания, которым мы под-
вержены, вызываются омрачёнными действиями и сквернами; по су-
ществу, страдания проистекают от неспособности человека дис-
циплинировать свой ум. В высшей йоге методы дисциплинирования
ума состоят в том, чтобы медитировать на благотворном объекте,
не допуская зарождения дурных мыслей и сосредоточиваясь на
важных точках своего тела. Благодаря этим методам путь высшей
йоги короче, чем другие пути, - поскольку сознание находится в
зависимости от тела. Медитирующий сосредоточивается на различ-
ных каналах, по которым текут в основном кровь, в основном се-
мя или только потоки энергии (ветры). Затем, поскольку потоки
энергии заставляют сознание устремляться к объектам, йогин по-
ворачивает эти потоки в обратном направлении, и таким образом
ничто не может более возбуждать его сознание; сознание не воз-
буждается и не устремляется к другим объектам. Таковы методы,
которые применяются в высшей йоге.
Поскольку такой опыт достигается только внутренней практи-
кой, задействующей каналы и потоки энергии, а не посредством
внешних приёмов, сознание должно обладать значительной силой
сосредоточения на объекте. С целью приобретения такой способ-
ности, а также по некоторым другим причинам, тексты учат меди-
тации на теле божества и т. п. Многочисленные изображения бо-
жеств в тантре - не произвольные творения, а образы, отобража-
ющие методы очищения загрязненных психофизических совокупнос-
тей (скандх), элементов (дхату) и источников (аятана). При
этом мирный или гневный облик божества, количество ликов и
рук, число главных и сопутствующих фигур и т. п. отвечают раз-
личиям в наклонностях, образе мышления и способностях обучае-
мых.
Короче, хотя и известны примеры, когда на этих путях удава-
лось обрести плод силой веры, все-таки пути эти обретаются
прежде всего силой размышления. И если практиковать их пра-
вильно и постепенно, можно найти множество оснований, облегча-
ющих обретение убежденности и прочной веры.
Две истины
Среди путей упомянутых выше, пути Высших - это истинные пути,
остальные являются как бы подходами к ним. Все пути заключены
в пределах метода и мудрости. Метод и мудрость, в свою очередь
зависят от двух истин. В Основополагающем тексте, называемом
Мудрость (Праджня-нама-мула-мадхьямакакарика) XXIV.8) На-
гарджуны говорится:
Учения, изложенные Буддами,
Основаны всецело на двух истинах:
На истине условной (мирской)
И абсолютной истине (высшей).
Достижение Тела Истины (дхармакая) и Тела Формы (рупакая) на
стадии результата т. е. достижение состояния Будды, зависит
от практики метода и мудрости на протяжении пути. Метод и муд-
рость, в свою очередь, зависят от двух истин, которые предс-
тавляют собой способ существования основы, или базиса [практи-
ки]. Поэтом понимание двух истин очень важно, а это весьма
трудная тема. Множество расхождений в догматике межд буддийс-
кими школами вызвано различием в трактовке двух истин.
Здесь следует сказать несколько слов о двух истинах в соот-
ветствии с системой Прасангика-Мадхьямика. Все явления, кото-
рые мы воспринимаем, имеют два способа существования. Один -
это номинальное, или условное, существование явлений а другой
- это высший способ их существования, пустотность, то есть от-
сутствие их самосущего бытия. Приведём пример из другой облас-
ти: так, ручка, скажем, имеет грубую форму существования, ко-
торая видна невооружённым глазом, а также невидимую форму су-
ществования - в виде скопления атомов.
Что же означает каждая из этих двух: абсолютная истина и
условная истина?
Если говорить кратко, то, в грубом приближении, абсолютная
истина - это постижение высшей природы объекта познания безо-
шибочно